"Рентгеновское" зрение

Обыкновенный человек, тем и обыкновенен, что ничем среди других не выделяется, если только внешне, но в целом неотличим от толпы. Жизнь усредненного человека скучна и обыденна — утром на работу, вечером с работы, а на выходных в кино, чтобы посмотреть на тех, кто спасает мир, на тех, у кого есть силы что-либо изменить. Разве это не счастье, сидя в мягких креслах кинотеатра или лежа дома на диване прикоснуться к жизни супергероев, побыть с ними рядом, с сильными и красивыми пару часов?

Наделять вымышленного персонажа сверхспособностями и помещать его по ту сторону экрана, подальше от мирской суеты, человечество научилось давно. Служители культа до сих пор приводят нам в назидание таких персонажей то из Библии, то из Корана. Голливуд же не стал изобретать велосипед, а просто скопировал то, что уже тысячи лет приносит прибыль религиозным организациям, и не прогадал. Заметить подобные сходства и различия непросто, для этого необходимо обладать «рентгеновским» зрением! Благо развить данную способность может практически любой человек.

Что еще за «рентгеновское» зрение, — спросит читатель? О, речь пойдет о целой системе! Как известно, глаз — это орган восприятия светового раздражения, а обработка данного раздражения происходит в коре головного мозга. Если обратиться к Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), то процесс передачи зрительной информации извне к человеку происходит следующим образом. В сетчатке глаза в ее слое зрительных клеток, состоящего из световоспринимающих клеток — палочковых и колбочковых, происходит преобразование физической энергии лучей света, попадающих в глаз, в нервный импульс, который по зрительно-нервному пути передаётся в затылочную долю головного мозга, где и формируется зрительный образ.

Устройство рентгеновского аппарата принципиально иное. Основное отличие в том, что рентгеновский аппарат сам излучает лучи, а человеческий глаз их только поглощает. Поэтому «рентгеновское» зрение название условное, но человек действительно может «видеть» окружающий мир гораздо шире и глубже, чем ему позволяет зрение, чем ему позволяют все органы чувств вместе взятые.

Загадка «сверхчувственных» способностей скрыта в человеческом мозге. Действительно, вся информация от органов чувств поступает в различные отделы головного мозга, но анализирует и обрабатывает информацию не мозг как таковой, не механическое сплетение нейронов, а человеческое мышление или сознание — функция головного мозга. Благодаря развитию данной функции в процессе общественно-трудовой деятельности человек обособляется от высших позвоночных животных и приматов.

«Мышление — процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком».
БСЭ

«Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире».
БСЭ

Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем мире, он оказывается в состоянии выходить за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это дается в непосредственном восприятии. Человек способен абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Следовательно, человек может не только воспринимать вещи глубже, чем это дает непосредственное ощущение восприятия, он имеет возможность делать заключение даже не на основе наглядного опыта, а на основе рассуждения. Все это подразумевает гораздо более сложные формы получения и переработки информации, чем те, которые даются непосредственным восприятием.

Приведем несколько примеров. Если сказать человеку, что в административных центрах России есть аэропорты, а Ханты-Мансийск — это административный центр. То человек, который даже не бывал в Ханты-Мансийске, рассудит, что там есть аэропорт. Таким образом человек обошелся без непосредственного чувственного восприятия — не видел аэропорта, не слышал шума двигателей самолетов, а вывод сделал правильный. Кто-то воскликнет, что это элементарно, но человечеству понадобились тысячелетия для образования необходимых понятий и правил их употребления, чтобы выразить данную мысль в языке.

Если говорить о возможности человеческого мышления к абстрагированию, то возьмем обычный шарф. Он может использоваться для удержания тепла в холодную погоду или быть украшением, как элемент одежды, оружием в умелых руках или товаром в магазине. Так, абстрагируя каждое из свойств предмета: структуру, цвет, протяженность, стоимость, человеческое мышление находит ему порой специфическое применение в зависимости от тех или иных обстоятельств. Различные свойства вещей и явлений становятся предметом конкретных наук.

«…у человека с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Поэтому классики марксизма с полным основанием говорили о том, что переход от чувственного к рациональному не менее важен, чем переход от неживой материи к живой».
А.Р.Лурия, «Язык и сознание».

Несмотря на большой объем информации, поступающий ежесекундно в наш мозг от органов чувств, многое для человека остается сокрыто за внешними формами. Явления природы и общества, так как мы их чувствуем (видим, слышим) лишь верхушка айсберга, оболочка сущности, скрывающая саму суть явлений. Так, луч света не кажется нам потоком фотонов, а реклама звучит правдиво, но не дает нам всех действительных характеристик товара, скорее выпячивает положительные или выдуманные с одним умыслом — продать. Человек, который внешне нам приглянулся, может оказаться в итоге злейшим врагом, а дорогая книга не принести нам никаких новых знаний, кроме знания о том, что она бесполезна.

Мир полон «вещами и явлениями в себе». Человек созерцает форму, представляет образ, но без дальнейшего более глубокого осмысления чувственного опыта, без анализа и синтеза характера и свойств предметов и явлений, без обнаружения взаимообусловленных связей между ними проникновение к сущности «вещи в себе» сквозь поверхностную оболочку невозможно. Человек должен обладать научными знаниями, чтобы видеть дальше своего носа. К сожалению, сегодня при капитализме не приветствуется поголовное всестороннее обладание научными знаниями, а если и приветствуется, то только на словах. Естественно, что капитализм не может обойтись без высококвалифицированных специалистов и таких знающих узкопрофильных специалистов государственный и частный секторы образования взращивают, но массового повышения уровня сознательности капиталисты боятся как огня.

Почему так происходит при капитализме? Для ответа на этот вопрос тоже нужны объективные знания об обществе и его законах. Добыть такие знания стоит определенного труда, труд требует времени, а время сегодня дорого стоит. Гораздо проще махнуть рукой на трудные задачи, тем более если они не затрагивают непосредственно (по его мнению) интересы ищущего человека или положиться на стороннее мнение «уважаемых всеми» людей, например, известного рэпера или профессионального блогера, а еще лучше президента. Кому как не им доподлинно известно, почему при капитализме снижается уровень образованности населения, а не наоборот? Из вышеприведенной троицы самым компетентным будет мнение президента, но будет ли оно правильно отражать действительность, т.е. истинным? Это интересный вопрос и ответ на него читатель никогда не сможет проверить, не имея достоверной, критически переработанной и усвоенной информации.

Получается замкнутый круг и разорвать его может только сам человек, который начнет процесс научного познания окружающего мира.

«Конечно, научное знание не ограничивается и не может ограничиваться описанием тех или иных явлений. Например, мы наблюдаем такое великолепное явление как радуга. Можно радоваться, созерцая эту красоту, но от того, что мы наблюдаем множество раз одно и то же, наши научные знания не увеличиваются. Научное знание заключается в том, чтобы проникнуть в самую природу тех или иных явлений и процессов, в порождающие их причины, управляющие ими законы, то есть, как обычно говорят, в их сущность».
А.Н.Леонтьев, «Лекции по общей психологии»

"Рентгеновское" зрение

Чтобы высмеять безволие человеческого общества, показать его животную сущность, неспособность мыслить объективно, общество часто сравнивают со стадом баранов или овец, которых за собой ведет пастух — некий лидер — олицетворение небараньего разума. Овцы послушно следуют за лидером, несмотря на то, куда он их ведет: к зеленым лугам или на заклание. Но любые аналогии неточны. Овца не сможет остановиться, распрямиться, осмотреться, подумать и сказать: «мне в другую сторону». Уйти и увлечь за собой других овец. Другое дело — человек. Он уже физиологически наделен всеми необходимыми инструментами (органы чувств, головной мозг), чтобы познавать действительность в мышлении, рефлексировать в сознании собственные действия и действия других людей. Человек способен не только определять свое поведение в зависимости от условий окружающей действительности, но и менять сами условия, менять действительность. Революции в способе производства и устройстве человеческого общества это не раз доказали.

Знающий человек, понимающий суть вещей и явлений, законы их движения и взаимодействия — поистине «сверхчеловек». Нет, он не наделен «суперсилой», как тот или иной герой из американских комиксов. Он добился «суперсилы» сам, своими трудом и учебой, своими желанием и волей. Этот человек неотличим от толпы, в нем нет ничего необычного за одним исключением — он видит окружающий мир и человеческое общество по-другому, такими, какие они есть на самом деле со всеми достоинствами и недостатками. У таких людей один общий интерес — изменить мир к лучшему, избавить человеческое общество от недостатков на основе науки. Чем больше людей, ощутив на себе все «прелести» капитализма, будут становиться сознательными, чем быстрее они сплотятся в единую организацию, тем раньше взойдет заря свободного человечества.

К. Поляков

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here