Минск хочет купить новые Су-30 с интеграционной скидкой

Беларусь рассчитывает на поддержку России в вопросе перевооружения армии. Об этом Александр Лукашенко заявил 7 апреля на совещании, посвященном проблемам и перспективам развития отечественной науки.

«Я хочу их подвинуть к тому, чтобы они все-таки оказывали нам поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену. Мы не сможем за нынешнее вооружение из наших средств платить: у нас нет ни нефти, ни газа, а это в основном источники перевооружения», — сказал Лукашенко.

По его словам, на эту тему уже был разговор с Владимиром Путиным: «Мы договорились в Совете безопасности Беларуси, что нам надо, какие виды вооружений, и я ему об этом сказал. Правда, он сразу подскочил: «А ты знаешь, сколько это стоит?» Я говорю: «Знаю, про самолеты Су-30 — ну, миллионов 20-25». Да, говорю, ладно, половину я заплачу. Потому что они нам нужны сейчас, даже сейчас. Потому что старые модели, Су и МиГи, выходят из эксплуатации, и нам надо более современные. Поэтому нам эти вопросы очень важны, которые касаются безопасности и обороны».

Это далеко не первое такого рода заявление белорусского лидера за последние годы. Более того, по вопросу обновления парка истребительной авиации Лукашенко высказывался едва ли не чаще, чем по другим острым вопросам военно-технического сотрудничества Минска и Москвы вместе взятым. И это не случайно: проблема летной годности боевых машин в белорусской авиации год от года обостряется.

Согласно данным интернет-ресурса bsblog.info, по состоянию на конец 2001 года в составе ВВС и войск ПВО Беларуси числилось 42 Су-24М/Су-25МР, 97 Су-25/Су-25УБ, 25 Су-27П/Су-27УБ, 65 МиГ-29/МиГ-29УБ, 37 МиГ-23МЛД/МиГ-23УБ. Итого — 266 единиц.

На начало 2016 года цифры были гораздо скромнее: 37 МиГ-29Б/МиГ-29БМ/МиГ-29УБ, 24 Су-25/Су-25УБ (еще 20 на хранении), 4 Як-130. Еще 4 Як-130 поступило в 2016 году. Итого: 89 единиц.

Вдобавок, насколько можно понять из высказываний Лукашенко, модернизации с продлением срока эксплуатации подлежит лишь половина МиГ-29. Как результат, в белорусских ВВС налицо дефицит самолетов, способных применять современное высокоточное вооружение как по воздушным, так и по наземным целям.

Исправить ситуацию в Минске, как видим, надеются с помощью России. Однако до сих пор эти надежды не оправдывались. Вместе с тем, несмотря на явное раздражение из-за самостоятельной позиции белорусской стороны по ряду принципиальных вопросов, российское руководство наверняка не заинтересовано в деградации оборонных возможностей союзника.

В частности, Москву беспокоит размещение базы ЕвроПРО на территории Польши. В последнее время к этому фактору добавилось выдвижение контингентов НАТО на территорию стран Балтии и той же Польши.

Еще одной важной причиной, которая может заставить Россию пойти на усиление потенциала ВВС и войск ПВО Беларуси, является оснащение польских ударных истребителей F-16 крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) — первоначально JASSM (Joint Air-to-Surface Stand off Missile), а затем и JASSM-ER (Extended Range) c увеличенной по сравнению с базовой моделью дальностью (900 км против 370 км).

Это высокоточное оружие предназначено для поражения важных и защищенных целей в любых метеоусловиях и любое время суток. Такими ракетами предполагается оснастить все тактические истребители F-16C/D, приобретенные Польшей в 2006 году. Для чего те должны будут пройти модернизацию.

Приобретение КРВБ JASSM и в особенности JASSM-ER позволит польским ВВС значительно увеличить дальность поражения целей. Боевые самолеты, не выходя из воздушного пространства Польши, смогут атаковать цели на территории России и Беларуси. Такую перспективу российские и белорусские военные аналитики расценили как серьезный вызов обороноспособности Союзного государства.

Одним из вариантов ответа на этот вызов может быть появление на вооружении белорусской армии современных боевых самолетов.

И здесь напрашивается вопрос: почему из всей гаммы российских боевых самолетов белорусскими военными выбран Су-30СМ? Дело в том, что на нем уже сегодня смонтировано бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), которое будет установлено на перспективный авиакомплекс фронтовой авиации 5-го поколения.

Радиолокационная станция (РЛС) «Барс», которой оснащен Су-30СМ, построена на пассивной фазированной антенной решетке, поэтому сканирование пространства вокруг самолета ведется не при помощи механического движения антенны, а за счет отклонения электронного луча. Что резко повышает быстродействие РЛС.

«Барс» позволяет уверенно работать со всеми видами целей — наземными, воздушными и морскими, гарантированно обнаружить противника на расстоянии не менее 150 км. При этом может одновременно сопровождать 15 и более воздушных целей, выбирать приоритетные.

Су-30СМ оснащен широкой номенклатурой вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», в том числе высокоточными средствами поражения. Имеет 30-мм пушечную установку. При максимальной взлетной массе в 34,5 т способен поднять на 12 точках подвески 8 т бомб и ракет — как неуправляемых, так и управляемых (дальностью до 300 км).

Благодаря этому потенциал одного Су-30СМ сравним с возможностями двух машин предыдущего поколения. Недаром ему присвоен индекс 4++.

Авионика Су-30СМ создана по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию новых систем и вооружений в состав БРЭО. Платформа самолета с легкостью может использоваться для различных видов вооружения и аппаратуры, что позволяет превращать его и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО.

Главная ценность Су-30СМ заключается в его многофункциональности. С одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам. Расширение боевых возможностей произошло и за счет увеличения до двух человек состава экипажа, что позволяет одновременно обнаруживать цели и вести дальний воздушный бой, применять оружие по наземному противнику.

Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, а с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км. Максимальная продолжительность полета по возможностям летчика составляет 10 часов. Практический потолок полета — 17 км, максимальная скорость полета у земли — 1350 км/ч, на высоте — 2125 км/ч. Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. Машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.

Однако стоят такие самолеты дорого — порядка 25-35 млн долларов. Учитывая нынешние экономические трудности России и хроническое безденежье Беларуси, это обстоятельство может стать основным препятствием для поставки Су-30СМ нашей армии.

Впрочем, хитросплетения белорусско-российских отношений таковы, что в принципе ничего нельзя исключать. Уж больно велика стратегическая цена этого вопроса для Москвы. Да и два лидера недавно вроде как нашли общий язык на переговорах.

Сайт источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here