Орешкин: для роста ВВП на 3% нужны еще 5 трлн рублей инвестиций

Чтобы российская экономика демонстрировала ежегодный рост на 3%, нужно увеличить приток инвестиций в нее на 5 трлн рублей в год. Такое заявление сделал глава Минэкономразвития Максим Орешкин на расширенном заседании коллегии министерства, посвященном итогам 2016-го.

Какими же путями этого добиться? Министр отметил, что для дополнительного притока инвестиций важно снизить издержки финансовой системы и более качественно и «необременительно» оценивать риски. Иными словами, необходимо понизить цену заемных денег.

«Некоторые предлагают, чтобы ЦБ эти деньги напечатал, мы такие идеи не поддерживаем, потому что любому экономисту понятно, к каким негативным последствиям это приведет. У нас работа в этом направлении нацелена на то, чтобы на разных фазах инвестиционного процесса стараться риски для конечных инвесторов снижать», — сказал Орешкин.

Тему процентных ставок ранее на заседании подняла как раз глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она отметила, что в действующие проценты по займам включена оценка риска. По мнению ЦБ РФ, высказанному Набиуллиной, чтобы доступность кредитов повышалась, нужно создавать инфраструктуру с доступом к информационным базам Федеральной налоговой системы, Пенсионного фонда РФ и т.д.

То есть риск банковской системы надо свести к минимуму — тогда и процентные ставки снизятся. И банки двинутся навстречу желающим вложиться в российскую экономику инвесторам с распростертыми объятиями.

Деликатное повышение налогов

Однако на этом почти безоблачном пути маячит одно существенное ограничение для деятельности отечественного бизнеса — грядущее повышение налогов. Напомним, до 2018 года в России действует правительственный мораторий на увеличение фискальных платежей. Пока никто в открытую не говорит, что с 2019-го налоги начнут расти, но, судя по всему, это все-таки подразумевается.

Во всяком случае выступивший на коллегии Минэкономразвития первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов уделил фискальной теме серьезное внимание. По словам первого зампреда правительства, совокупная налоговая нагрузка с 2019 года, даже в случае принятия новых фискальных и бюджетных решений, не вырастет по сравнению с сегодняшней. Точнее, он выразил надежду, что не вырастет.

«Надеемся, что совокупная налоговая нагрузка, во всяком случае в ваших предложениях, не будет больше, чем та, которую сегодня несут компании. Но, может быть, появится какая-то дополнительная возможность, дополнительный маневр для продуктов и услуг», — сказал Шувалов.

Если уж первый вице-премьер заговорил о «дополнительном маневре» и возможностях, повышение налогов все-таки намечается. И без последствий для бизнеса оно не пройдет. Главная задача на будущий год, когда над параметрами налоговых новаций будут думать предметно, — минимизировать эти отрицательные последствия.

Напомним, президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2016-го предложил уже в 2017-м рассмотреть идеи реформирования налоговой системы. За прошедшие три месяца более-менее оформилась только идея Минфина снизить совокупную ставку страховых взносов с фонда оплаты труда и перенести нагрузку на НДС, установив оба этих налога на уровне 22%.

«Пока наша задача — обеспечить бюджетные расходы в тех параметрах, которые мы приняли, обсуждая сценарные условия. Это жестко, тем не менее какие-то изменения возможны в 2019 году. Поскольку, как мы и докладывали президенту и он от нас ожидает, налоговые решения, если будут новые, вступят в силу с 1 января 2019 года», — абстрактно обрисовал будущую налоговую реформу Шувалов.

Не 3% — так хотя бы 2%

Черту дискуссиям на коллегии Минэкономразвития подвел премьер-министр Дмитрий Медведев. Он заявил, что запланированный на 2017 год рост ВВП России на 2% вполне достижим. Глава кабинета министров рассчитывает, что наметившаяся ранее позитивная динамика в экономике РФ станет заметнее.

В обнародованном на позапрошлой неделе новом макроэкономическом прогнозе правительство предсказало именно 2-процентный рост в базовом сценарии на 2017-й. Правда, в 2018-2020 годах показатель стабилизируется на более низкой отметке — плюс 1,5%. Но предусмотрен также целевой сценарий, по которому ВВП увеличится на 1,7% в 2018-м, на 2,5% в 2019-м и на 3,1% в 2020-м.

Российский кабинет министров, конечно, принял за основу базовый вариант, но надеется на воплощение в жизнь целевого. Российские власти пообещали приложить усилия для превышения в 2020 году среднемировых темпов роста экономики (+3% ежегодно). Премьер-министр сегодня подчеркнул необходимость следовать этим курсом.

«Условия, которые складываются, беспрецедентны для современной российской экономики, экономики современной России за 25 лет. Эти положительные сдвиги должны быть долгосрочными и устойчивыми трендами. И мы должны сделать все, чтобы наша экономика все же развивалась по целевому сценарию прогноза, который, кстати, подготовлен в вашем министерстве», — заявил Медведев.

Теперь власти работают над тем, чтобы добиться качественного ускоренного роста экономики в длительной перспективе. Речь идет о периоде до 2025 года. Премьер сообщил, что финальная версия плана действий для ускорения роста ВВП в стране скоро будет представлена в правительство.

Вспомнив то, что сказал Орешкин насчет инвестиций, глава кабинета заявил, что «у предпринимателей есть готовность к новым проектам». Такой настрой демонстрируют и отечественные, и зарубежные инвесторы.

«Наша задача — привлечь деньги в инновационное развитие, в самые перспективные отрасли, предприятия. Для этого нужно снять избыточные административные ограничения — это системная работа, которой мы занимаемся, двигаемся вперед — и предложить частным инвесторами весомые стимулы и гарантии», — подчеркнул Медведев.

По его словам, удачным примером таких стимулов и гарантий служит развивающееся государственно-частное партнерство в реализации инвестиционных проектов. Этот механизм уже зарекомендовал себя. Сейчас, по данным премьера, реализуется более 1800 таких проектов, в которые вложены 126 млрд рублей частных средств.

Сайт источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here