Штаты падают в долговую яму

Изменения в экономике заставили бюджетное управление конгресса США пересмотреть прошлогодний прогноз по росту государственного долга. Теперь ожидается, что к 2047 году он составит 150% ВВП. Основные причины — стремительное увеличение бюджетного дефицита, рост расходов на социальные программы (в особенности из-за старения населения) и увеличение выплат по процентам.

По данным бюджетного управления конгресса (CBO) США, государственный долг Штатов к 2047 году увеличится до 150% от ВВП, если не будут изменены законы о налогообложении и расходах.

Сейчас соотношение госдолга к ВВП составляет 77% — и это уже самый высокий уровень со времени окончания Второй мировой войны. В 1946 году он составлял 106%. Бюджетное управление предсказывает, что в 2027 году доля увеличится до 89% ВВП, а в 2037-м — до 113%.

В прогнозе прошлого года говорилось, что к 2046 году госдолг вырастет до 141% ВВП, однако, по новым оценкам, этот уровень будет достигнут уже к 2035 году, отмечает Reuters.

Ускорение роста долга во многом связано с увеличением бюджетного дефицита из-за повышения расходов на социальное и медицинское страхование.

При этом закон о доступном медицинском обслуживании, известный как Obamacare, остается в силе на длительный срок, так как республиканцы в сенате не смогли получить одобрения на его замену.

Прогнозируемый рост долга отражает оценки бюджетного комитета растущих расходов на уход за людьми старше 65 лет (доля которых становится все больше), затрат на выплату процентов по долгу и предположении о замедлении экономического роста (из-за сомнений в росте рабочей силы и производительности). Проблемы связаны не только со старением населения, но и с тем, что доля женщин в составе рабочей силы стабилизировалась после постепенного увеличения в течение нескольких десятилетий.

«Перспектива такого крупного и растущего долга представляет собой значительные риски для страны и создает политикам серьезные проблемы», — говорится в заявлении комитета.

Ожидается, что к 2047 году ежегодный бюджетный дефицит составит 9,8% ВВП против 2,9%, ожидаемых в 2017 году, и 4,0% в период 2018–2027 годов. В конце 2016 финансового года зафиксированный дефицит равнялся $587 млрд. Рост дефицита увеличит долговую нагрузку, потому что правительство будет вынуждено заимствовать больше средств по более высоким ставкам, чтобы покрыть расходы.

В свою очередь, чистые расходы на выплату процентов по долгу через 30 лет вырастут с нынешних 1,4 до 6,2% ВВП. Существенную долю этих расходов составят выплаты по государственным облигациям: за последние 30 лет доходность по десятилетним казначейским облигациям составляла в среднем 1,5%, а к 2047 году она увеличится до 2,3%, сообщает CNBC. Кроме того, инвесторы будут ожидать увеличения доходности государственных ценных бумаг, но это приведет к снижению их рыночной стоимости.

Важно, что на основные социальные программы, которые подпадают под категорию обязательных расходов, сейчас приходится около 10,4% ВВП. К 2047 году, по расчетам CBO, эта доля вырастет до 15,5% в год.

В то же время доля расходов на все другие обязательные программы и на дискреционные программы (финансирование которых ежегодно определяется отдельно) будет сокращаться.

Согласно подсчетам CBO, отношение долга к ВВП может колебаться от 85% при низких ставках и уверенном росте экономики до 244% при более слабом росте и высоких ставках.

Сильный экономический рост может несколько облегчить долговую нагрузку страны. Но CBO прогнозирует реальный рост ВВП в среднем всего на 1,9% в год в течение следующих 30 лет. Это на процентный пункт ниже, чем в среднем за последние 50 лет, и намного ниже, чем 4% годового роста, обещанные президентом Дональдом Трампом.

Многие отмечают, что Трамп во время избирательной кампании часто жаловался на то, насколько высок долг страны. Но его предложения и действия на посту президента не помогают решить эту проблему.

В частности, предлагая бюджет 2018 года, Трамп требует больших сокращений для внутренних программ. Но они самая маленькая часть федерального бюджета, и фактически за их счет будет осуществлено предлагаемое президентом увеличение расходов на оборону.

Таким образом, сокращения, которые будут существенны для самих программ, окажутся ничтожными с точки зрения дефицита. Между тем анализ предложений Трампа по налогам показал, что они могут увеличить долг на $7 трлн только за первые десять лет.

Белый дом в настоящее время разрабатывает еще одно предложение, касающееся налоговой реформы. Оно предполагает снижение налогов для среднего класса, а также снижение налоговых ставок и другие изменения, которые сделают местный бизнес более конкурентоспособным.

Но пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил, что пока невозможно сказать, окупится ли полностью окончательный план или же увеличится дефицит.

В качестве еще одного главного виновника растущей долговой нагрузки CBO называет повышение ключевой ставки, пишет CNN. Федеральная резервная система (ФРС) США держала ставки на низком уровне после финансового кризиса 2008 года, но в течение нынешнего года ожидается трех- или четырехразовое повышение (сейчас базовая ставка находится на уровне 0,5–0,75%).

Чтобы привести общий долг и дефицит в соответствие со среднеисторическими показателями, CBO рекомендует правительству в кратчайшие сроки уменьшить расходы и увеличить доходы. Чтобы добиться стабилизации, дефицит в 2018 году не должен превысить $620 млрд.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here