Васильева и Шнуров - столпы российского искусства

Если ты нагадил под дверью, позвонил и убежал — это инсталляция, а если позвонил и нагадил — это уже перформанс! Самое лаконичное описание современного искусства можно уместить в одно предложение. Постмодерн коварен и противоречив. Какие там пол-литра… двух бутылок в одно рыло не хватит, чтобы до конца прочувствовать художественному неповторимость некоторых произведений.

Для глобальной исторической оценки полотна, написанного в конце XX — начале XXI века, уже третью придётся откупоривать. Без неё — цветовосприятие не то, и посторонние шумы мешают абстрагироваться.

В щекотливой ситуации находятся искусствоведы Русского музея Санкт-Петербурга, которых сама жизнь вынудила бежать в гастроном. На днях крупнейшая галерея отечественного искусства получила в дар триптих, написанный в жанре экспрессионизма. Вроде бы заурядное событие. Мало ли желающих примазаться к Ван Гогу, Мунку, Кандинскому и другим небожителям жанра? Но здесь случай особый! Автор подаренных картин — экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны, та самая Евгения Васильева. Как хочешь теперь, так и оценивай.

Параноидальные бунтарские душонки в очередной раз в смятении: «Опять кремлёвские политтехнологи за свое «маннергейство» взялись. Разводят гражданское общество, как лохов, на какой-то ерунде, отвлекая от чего-то значимого и фатального для каждого из нас». И, действительно, ведь, скандала не миновать. У простого рабочего оборонного завода, получающего зарплату с задержками от злости ходят ходуном желваки. Он то ничего окромя пары напильников и такого же количества болванок из нержавейки для придавливания квашеной капусты не крал, а тут эта краля, на которую Глеба Жеглова с Иосифом Сталиным нет, не только дефилирует по улицам, но и живёт полноценной жизнью, которую он, образцовый неудачник, никогда себе не позволит. Эксперт-искусствовед и подавно!

Будь воля автора этой статьи, полотна Васильевой нашли бы своё место в каком-нибудь пафосном музее. Художественную ценность картин, конечно, не нашему порталу обсуждать. А вот с культурно-исторической — у триптиха всё в порядке! Что бы на них ни было изображено, эти произведения станут ярчайшей иллюстрацией путинской России — её социального неравенства, всепоглощающей коррупции, элитарного правосудия.

Наделавшая шума мемориальная доска Маннергейма в Санкт-Петербурге так и не стала памятником. Ни экс-глава администрации Сергей Иванов, ни министр культуры Владимир Мединский, присутствовавшие на церемонии открытия, не смогли продавить увековечивание диктатора Финляндии и союзника Гитлера. Монумент раздора отправили в музей Ратные палаты в Царском селе. Там ему самое место. Будет напоминать беззаботным поколениям второй половины XXI века о том, с какой лёгкостью глупые и непорядочные прапрадеды манипулировали историей в угоду конъюнктуре.

Где-нибудь примостят и орловский памятник Ивану Грозному вместе с его великодержавностью. Долго не простоит — к гадалке не ходи. И Леонид Гайдай с его комедией, обелившей образ наколнасаживающего монарха, не поможет, ибо далеко не на каждом историческом этапе эта самая великодержавность в почёте. Особенно в годину новой Смуты, которая, судя по всему, не за горами. Если на смену одним Мединским придут другие, ждём появления на том же месте Бориса Годунова, как эффективного менеджера, или Лжедмитрия Первого, как «либерала-западника». А, может, и Геннадия Зюганова увидим десятиметрового в будённовке, на лихом коне. Как-никак уроженец Орловской области!

В каком-нибудь музее найдётся место и гвоздю Петра Павленского, пронзившему его мужское достоинство и великодержавную брусчатку Красной площади, и маске Надежды Толоконниковой с её панк-молебна. За эти экспонаты «пробуждающейся демократической России» толстосумы будут выкладывать десятки тысяч долларов. За неимением ничего более великого и монументального — даже розовые тапочки Васильевой достоянием частной коллекции тоже станут. Соцреализм Мухиной постепенно вытеснит вульгарный капреализм Зураба Церетели. Хотя бы потому, что слово «колхозница» окончательно уйдет в разряд архаизмов и перестанет быть понятным 95% населения. Вот памятник хипстеру в обтягивающих джинсиках и няшной стримерше — совсем другое дело.

Агитатор-горлан-главарь Маяковский и московский озорной гуляка Сергей Есенин уступят место поэту XXI века Сергею Шнурову, цензурированные «Лабутены» которого будут рассказывать наизусть на оценку пятиклассники, а дипломат-бунтарь Грибоедов с его «служить бы рад — прислуживаться тошно» будет заслонён вдохновенным рифмоплётом Сергеем Лавровым, возглавляющим МИД. Россия остановилась на пороге очередной «культурной революции». Если у «контры»от искусства не хватит моральных сил и авторитета отстоять традиции и ценности, в ближайшие 30 лет российская культура изменится до неузнаваемости

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here