Россия впервые с 2004 года не прошла в финал конкурса «Евровидение». Возможности Юлии Самойловой оказались слишком ограничены. И не только состоянием здоровья. За номером-победителем, как правило, многое стоит. Целая индустрия работает на эту победу. Я говорю не только про выбор песни, наряд, постановку номера, но в том числе и о продвижении видеоклипа на конкурсную песню в интернете, промо-туре по странам-участницам, присутствии на разных ТВ-шоу на европейских каналах. О многих составляющих, которые сопутствует успеху.
Не сломалась
Более профессиональные артисты, к тому же зажигательно танцующие, на сцене «Евровидения» смотрелись, конечно, выигрышнее нашей Юли. Но ведь те, кто делегировал Самойлову на конкурс, наверняка и не рассчитывали, что ее по-человечески пожалеют и дадут высокие баллы? Голосование на «Евровидении» — самый безжалостный и беспощадный элемент этого телевизионного шоу. Украинский певец Никита Алексеев, представлявший в этом году республику Беларусь, тоже не попал в финал. А ведь он — обладатель многих музыкальных премий — очень популярен на постсоветском пространстве. Его песни находятся в горячей ротации на радиостанциях, в том числе и в России.
Читайте также: Юлия Самойлова: биография, болезнь, личная жизнь
Законодатели музыкальной моды — британцы — на «Евровидении» почти всегда в аутсайдерах. Но ни один британский артист, занявший последнее место, не покончил жизнь самоубийством. И страна по-прежнему участвует в конкурсе. Поэтому и нам не стоит посыпать голову пеплом и угрожать бойкотом.
В делегировании девушки с ограниченными возможностями на международный конкурс есть куда более высокая гуманитарная составляющая, чем место, занятое ее песней. Ее мечта спеть на «Евровидении» осуществилась. А огромная аудитория России лишний раз вспомнила, что у нас таких людей очень много. Про них нужно помнить, помогать, создавать комфортные условия. О государстве судят в том числе и по тому, как оно относится к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями. А Юле нужно сказать большое спасибо — она взяла на себя смелость и ответственность, выступила в меру своих сил, не сломалась, как и обещала в песне.
Делаем выводы, движемся дальше
Песня Самойловой I Won’t Break была не хуже и не лучше иных. Она была на уровне и в формате «Евровидения». Тут надо было удивлять неожиданными решениями в сценографии и профессионализмом исполнения. Вот этих двух составляющих номеру нашей участницы особенно не хватило. Думаю, что Юля сама это прекрасно понимает. Не глупая. В свое время «Бурановские бабушки» тоже не поразили профессионализмом, но умилили европейскую аудиторию. Их песня хоть и была сработана по всем лекалам поп-хита, все же была с элементами фолка. Им поверили. Нашей конкурсной песне этого года не доставало искренности.
Финал «Евровидения-2018» без российского участника, безусловно, теряет остроту восприятия. Тем более что чуть ли не самым зрелищным в этом шоу являются даже не номера, а этап голосования — кто сколько кому баллов дал. И наши телезрители (их будет существенно меньше в этом году) посмотрят финал конкурса 12 мая с ощущением гостей на чужом празднике жизни. Но интерес к «Евровидению», думаю, не угаснет. Каждый год находится масса поводов его ругать, но столько же поводов его смотреть. Поэтому делаем выводы и движемся дальше. Просто если хотим пробиваться в финал и побеждать, к выбору участника, песни и т.д. нужен более профессиональный подход.
Чего ожидать от финала
Любое телешоу, естественно, эволюционирует. «Евровидение» — не исключение. С точки зрения технологий оно, безусловно, шагает в ногу со временем. От сцены в Лиссабоне глаз невозможно было оторвать: свет, звук, проекция компьютерной графики — все на высочайшем технологическом уровне. Но ярких песен на этом конкурсе традиционно немного. Обычно три-четыре. Остальные — довольно унылый усредненный евро-поп-формат, либо такая же унылая имитация фолка, чуть-чуть рока, чуть-чуть классики. Но хороших песен, которые не умрут сразу же после окончания конкурса, мало. Поэтому на «Евровидении» чаще обсуждают не песни, а скандалы, наряды и другие составляющие светской жизни.
Фавориты, как правило, определяются уже на стадии обнародования клипов на конкурсную песню. Одна из них — озорная толстушка из Израиля Нетта Барзилай. Ее тоже в каком-то смысле можно назвать девушкой с ограниченными возможностями (в ее случае возможности ограничены лишним весом). Но она смогла удивить песней и манерой исполнения, вокальными фишками, которыми нашпигована ее песня. При этом сам номер у нее тоже довольно слабый.
Александр Рыбак, участвующий от Норвегии в «Евровидении» второй раз, тоже в числе явных претендентов на победу. В его песне есть ирония, драйв, запоминающийся проигрыш и, главное, понятный широкому кругу людей месседж (о том, как нужно сочинять песни, к тому же Александр сам является ее автором). Сказать, что это выдающийся хит, нельзя, но на безрыбье и Рыбак сгодится.
Еще одной фавориткой этого года является артистка с албанскими корнями, представляющая Кипр, Элени Фурейра. Тут есть все, что может порадовать глаз и ухо. Секс, бьющая через край энергия. Наконец, это просто весело и жизнеутверждающе. Она мне очень напоминает Шакиру. И тоже находится в числе явных фаворитов.
Очень неплохо смотрится представительница Эстонии Элина Нечаева. Ее номер с потрясающим платьем и классическим вокалом выделяется на фоне всего остального. Но ее песню сложно напеть, у нее мало шансов стать радио-хитом.
Думаю, что кто-то из этой четверки перечисленных претендентов должен стать первым в этом году. Но система голосования на «Евровидении» столь запутана и непрозрачна, что у организаторов конкурса всегда есть свобода для маневра. Нет, конечно, сделать из явного аутсайдера победителя им не под силу. Но чуть-чуть накинуть недостающих баллов, думаю, такое вполне возможно. И тогда нас могут ждать довольно неожиданные результаты.