Если мы хотим, чтобы наша картина или рисунок были интересными и правильно спланированными, давайте изучим правила перспективы. Они позволят нам углубиться в нашу работу. Также стоит знать, какую технику лучше использовать при создании композиции на бумаге или холсте.

принципы конвергентной перспективы

Что такое перспектива – немного истории

Если вы любите голландскую живопись, например Вермеера, вы знаете, насколько многомерно искусство, как в переносном, так и в буквальном смысле. Голландский мастер освоил принципы конвергентной перспективы, благодаря которым персонажи кажутся трехмерными. Противоположный край такой живописи – иконы, массово созданные в православных храмах. У них совершенно плоский фон, часто золотистый.

С доисторических времен люди хотели передать в своих произведениях глубокое впечатление. В настенных росписях наблюдается так называемая рядовая перспектива – элементы, расположенные дальше, написаны в верхних рядах. По такому же принципу строится полосовая перспектива, использовавшаяся художниками Древнего Египта.

Конвергентная перспектива основана на очерчивании иллюзии пространства. Путем обозначения точки схода на линии горизонта, от которой во все стороны расходятся диагональные линии. Поэтому сходящуюся перспективу еще называют линейной. Если мы введем сюда горизонтальные и вертикальные линии, то те, что ближе к точке схода, будут короче. Это создает иллюзию пространства. Когда мы вводим объекты на сетку, те, что находятся в глубине нашей работы, будут меньше.

Звучит просто, но принципы перспективы – результат около 150 лет работы художников эпохи Возрождения, в том числе Пьеро Делла Франческа, Леонардо да Винчи (знаменитая Тайная вечеря), Рафаэля Санти (Афинская школа). Первой современной картиной, в которой была нарисована правильная сходящаяся перспектива, была «Святая Троица» Мазаччо. Это фреска 1425–1428 гг. написана в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. На нем представлена ​​Святая Троица с Девой Марией и Иоанном Богословом.

Историки предполагают, что перспектива на этой фреске была удалена Филиппо Брунеллески, флорентийским архитектором, который первым понял, как она работает, и применил ее принципы на практике. С другой стороны, вышеупомянутый Пьеро делла Франческа создал работу, идеально изображающую конвергентную (линейную) перспективу. Это картина «Идеальный город» 1475 года.

Она точно показывает, как все линии сходятся в одной точке. Именно в создании городских пейзажей конвергентная перспектива незаменима. Она подходит не только для рисования архитектуры, но и пейзажей, натюрмортов и интерьеров, особенно если мы хотим разыграть нашу историю в нескольких плоскостях.

Типы перспектив

Мы уже знаем, как рисовать конвергентную перспективу. Самый простой – с одной точкой схода, но может быть и с двумя или тремя. Однако для начинающего художника важнее всего освоить рисунок с одной, чаще всего расположенной по центру, точкой. Это совсем не сложно, большинство из нас делает это интуитивно.

Другими распространенными типами перспективы являются лягушачья и птичья. В перспективе лягушки мы смотрим на объект снизу. Это дает очень интересные эффекты, особенно в фотографии, потому что предметы или люди определенно меняют свои пропорции и кажутся намного больше, чем они есть на самом деле.

Для разнообразия птичья или аистовая перспектива заключается в том, чтобы смотреть на объект сверху. Подобно лягушачьей перспективе, она производит впечатляющие эффекты в фотографии, поскольку известная нам реальность с высоты птичьего полета часто напоминает абстрактные или геометрические композиции.

При фотографировании или рисовании пейзажа с высоты птичьего полета совершенно необходимо помнить о правилах безопасности. Никакой кадр не стоит нашей жизни, а несчастные случаи при фотографировании сверху, к сожалению, нередки.

Существуют виды перспективы, в которых эффект глубины достигается с помощью живописи. Воздушная перспектива – по мере удаления предметов их цвет становится ярче, а контур размывается. Мастером в этой области был сам Леонардо да Винчи, который усовершенствовал технику под названием сфумато. Он заключается в том, что чем дальше что-то находится на картине, тем оно более туманно, как и пейзаж, раскинувшийся за спиной Моны Лизы.

Живописная перспектива состоит в построении пространства с использованием контрастных цветов, например, теплых и холодных, светлых и темных, ясных и прерывистых. Такую перспективу мы можем наблюдать в живописи импрессионистов и экспрессионистов, а величайшим мастером ее был французский постимпрессионист Поль Гоген.

Он использовал большие пятна насыщенных цветов, которые, взаимодействуя друг с другом, создавали впечатление глубины. При построении изображения с помощью цветовых пятен стоит помнить железное правило – цвета теплых оттенков (желтые, оранжевые, красные) кажутся ближе, чем цвета холодных оттенков (синий и зеленый).

Что такое план в художественном произведении

Согласно нашему зрению, то, что находится ближе к нашим глазам, является более четким. Чем дальше идут вещи, тем менее они детализированы. Художественные произведения (независимо от техники) имеют передний план, где люди или объекты изображены с наибольшим вниманием к деталям. Они также являются самыми крупными и доминирующими над всей композицией.

Чем дальше план, тем мельче становятся объекты и тем больше деталей они приобретают, но не лишены своих отличительных черт. Однако последний элемент – это одноцветный фон. Если наносимый цвет светлый, в технике живописи его называют оттенком. Как видите, способность отражать индивидуальные планы в нашей работе также помогает создать впечатление перспективы.

Какие методы использовать для точек зрения

Нет подробных указаний, чтобы сопоставить тип методов, которые мы используем, с каждым типом перспективы. Безусловно, перспектива лягушки или птицы идеальна для использования в фотографии, их можно с успехом использовать в рисовании. Конечно, никто не запрещает раскрашивать их красками, но это требует определенного технического мастерства.

Вообще упражнения с перспективой следует начинать с рисунка, причем самого простого, выполненного карандашом или углем на одноцветной бумаге или в альбоме для рисования. Рекомендуется потренироваться находить точку схода в разных местах страницы. Раньше художники использовали для упражнений специальное тертое стекло, мы можем создавать такие пособия на кальке. Однако по своему опыту я знаю, что это не обязательно так.

Сходящиеся и живописные перспективы следует практиковать темперными, акриловыми и масляными красками, так как эти методы позволяют легко исправлять ошибки. Кроме того, если мы хотим использовать цветовую перспективу, цветовые пятна должны быть насыщенными, чего нельзя добиться акварельными красками. Когда дело доходит до использования акварели для создания совпадающей перспективы это, очень эффективно, но чрезвычайно сложно. Помните, что акварельные краски не терпят ошибок и исправлений. Мы должны рисовать твердой, уверенной рукой, уже имея заранее заданную композицию.

Помните, что не идеально нарисованная перспектива делает нашу работу уникальной! Наш энтузиазм, сердце также важны. Поэтому стоит изучить принципы перспективы и попробовать их применять, но не нужно чересчур строго их придерживаться.

Читайте также: Черно-белая графика: как сделать рисунок углем

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here