"Дорогой в никуда" назвал эксперт проект КНР "Один пояс ― один путь"

Проект Китая «Один пояс ― один путь» направлен на сохранение политической стабильности в стране. С этой целью компартия Китая стремится обеспечить работой своё население и задействовать неиспользуемую мощность китайской экономики. Об этом заявил эксперт Кристофер Уэйлен в статье для The National Interest.

Запущенный в 2013 году проект КНР «Один пояс ― один путь» заставляет Китай тратить миллиарды долларов на инфраструктурные проекты в странах, расположенных вдоль древнего Шёлкового пути, связывающего его с Европой. По данным издания, Китай тратит примерно $150 млрд ежегодно на строительство дорог, железных дорог и других объектов инфраструктуры в более чем 60 странах, которые присоединились к этой схеме.

Лидеров Китая, опасающихся прежде всего политической нестабильности, беспокоит вопрос о том, может ли Китай позволить себе не тратить миллиарды долларов на инфраструктурные проекты, держащие «беспокойное население страны под контролем», пишет Кристофер Уэйлен. Си Цзиньпин нуждается в создании новых каналов, чтобы найти рынок сбыта для перепроизводства Китая.

В конечном счёте Китай интересуется направлением инвестиционных потоков, а не торговых, с учётом недостатка существующих возможностей для инвестиций в Китае. За последние пять лет, например, граждане КНР влили до $1 трлн в иностранную недвижимость и другие активы.

Многие инвестиции в инфраструктуру проекта «Один пояс ― один путь» за пределами Китая кажутся бессмысленными с точки зрения экономики, отмечает автор. Однако с политической точки зрения, проект имеет логический смысл для трудоустройства граждан Китая и задействования не используемой экономической мощности китайской экономики.

Проект Китая носит прежде всего политический характер. Он демонстрирует, что Си Цзиньпин находится у руля командной экономики Китая на фоне консолидации им политической власти в качестве несомненного лидера КПК. При нём эпоха коллективного управления в Китае подходит к концу, отмечает эксперт. Продолжение подхода вложения инвестиций в гигантские инфраструктурные проекты как внутри страны, так и за рубежом, вскрывает основной недостаток экономики Китая.

Когда рухнет власть компартии, только тогда граждане КНР смогут свободно принимать решения по политическим и экономическим вопросам, а власти страны смогут предоставить инвестиционные возможности внутри её. Тогда уже такие «отчаянные меры», как проект «Один пояс ― один путь» не потребуются, считает Уэйлен.

Проект поглотит ЕАЭС?

По мнению других экспертов, проект «Один пояс ― один путь» может поглотить Евразийский экономический союз (ЕАЭС). «Самый неприятный для нас момент заключается в том, что Китай становится серьёзным центром интеграционных процессов в Евразии, чего в прошлом не было никогда», ― цитирует «Корреспондент» слова Владимира Портякова. По его словам, ЕАЭС может оказаться в подчинённом положении. В результате Китай будет угрожать господству России на постсоветском пространстве.

«Наши китайские коллеги все время говорят об обоюдной пользе, но иногда возникают сомнения, что они вообще намерены принимать во внимание наши интересы», ― сообщил участвующий в переговорах представитель российского правительства. Так, Россия предлагает совместно использовать транспортные магистрали на территории ЕАЭС не только для перевозки китайских товаров в Европу, но и для поставок товаров ЕАЭС в Китай. Однако китайцы подобное предложение игнорируют. Путин также предложил сотрудничество китайского проекта с блоками ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН, а не делать их частью проекта.

Задумалась об отправке товаров в Китай и Европа. У Евросоюза в прошлом году неблагоприятный торговый баланс с Китаем (дефицит) составил более 174 млрд евро. Смогут ли его восполнить местные производители отправкой в Китай своих товаров, остаётся под вопросом.

При стремлении стран внести свои коррективы в проект, Китай не учитывает их мнение. С другой стороны, участников проекта не устраивает его непрозрачность. «Например, с одной стороны, КНР готова финансировать развитие инфраструктуры, строить железные дороги — это чисто экономическая, инвестиционная сторона вопроса. Но почему-то одновременно в Китае все время упоминают о широкой международной интеграции. Эти два тезиса не очень связаны», ― сообщил «Росбалту» востоковед Алексей Маслов.

На прошедшем в Пекине саммите Россия оказала Китаю имиджевую поддержку. Для Пекина это было крайне важно, учитывая некоторую критику этого проекта, причём не только со стороны США и Европы, но и Индии. Своим шагом навстречу Россия продемонстрировала свою готовность к новому характеру международных отношений и укрепила свою конкурентоспособность в переговорах с США и Евросоюзом, отметил Маслов.

Сайт источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here