На сегодня можно говорить о том, что региональные позиции Ирана после нескольких лет ослабления постепенно начинают укрепляться. Смягчение Ираном своих до недавнего времени весьма жестких переговорных позиций по ядерной проблеме привело к частичной отмене международного эмбарго. В результате внутриэкономическое положение страны стало улучшаться, у нее появились дополнительные финансовые возможности для поддержания своих региональных интересов.

На сегодня можно говорить о том, что региональные позиции Исламской Республики Иран после нескольких лет ослабления постепенно начинают укрепляться. Подобное положение дел объясняется, во-первых, так называемой ядерной сделкой, заключенной 24 ноября 2013 г. между иранским руководством и «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), во-вторых, изменением общей региональной политической конъюнктуры, связанной с усилением исламистского фактора.

Смягчение Ираном своих до недавнего времени весьма жестких переговорных позиций по ядерной проблеме привело к частичной отмене международного эмбарго. В результате внутриэкономическое положение страны стало улучшаться, у нее появились дополнительные финансовые возможности для поддержания своих региональных интересов .

Сирия – главная проблема

На ближневосточном направлении внешней политики Тегерана основное внимание в последние месяцы (как, впрочем, и ранее) было сосредоточено на ситуации вокруг Сирии. В данном конфликте Иран ведет очень сложную политическую игру, цель которой – сохранение у власти режима сирийских алавитов. Со второй половины 2013 г. в иранских политических кругах возобладал тренд на полное отрицание возможности участия оппозиции в политическом диалоге. По-видимому, это связано с тем, что с весны 2013 г. контроль даже над светской частью сирийской оппозиции перешел к давнему региональному конкуренту Тегерана – Саудовской Аравии .

В начале 2014 г. в Монтре состоялась конференция по сирийскому урегулированию («Женева-2»), куда представители ИРИ сначала были приглашены Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, но затем, видимо, под давлением США приглашение было отозвано . Камнем преткновения при этом стала позиция Ирана по вопросу признания итогов аналогичного форума, прошедшего в Швейцарии в 2012 г. («Женева-1»), на котором было принято положение о необходимости создания в Сирии переходного правительства с участием оппозиционеров.

В преддверии конференции в Монтре советник верховного лидера страны Али Акбар Велаяти пояснил, что Иран не приемлет идею формирования переходного правительства, поскольку в этом случае «представители сирийского законного правительства и спонсируемые извне террористы, которые совершили ряд преступлений против народа Сирии, сядут за один стол».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here