Доступность, приемлемое качество и достойные ходовые характеристики — ровно 60 лет назад, 1 октября 1960-го, началось серийное производство легендарного «Запорожца». С этого момента личный транспорт перестал быть роскошью для граждан СССР — «зазики» стоили относительно недорого, были неприхотливыми в эксплуатации и простыми в ремонте. Узнаваемая внешность сделала «горбатого» любимцем сотен тысяч автолюбителей и символом советской автомобильной промышленности.

горбатый

Почти «европеец»

В середине 1950-х в СССР решили обеспечить население личным транспортом. Уже разработанный народный автомобиль «Москвич-402» хоть и считался недорогим, большинству советских людей был не по карману. Требовалась еще более дешевая модель.

В Европе тогда были очень популярны малолитражки — Fiat-600, Citroen 2CV, Volkswagen Beetle. Что-то подобное хотели сделать и в Советском Союзе. Но самостоятельно создать новый автомобиль с нуля никак не удавалось. В НАМИ разрабатывали несколько вариантов, однако малолитражки получались неудобными, ненадежными и с плохой управляемостью. За образец все же пришлось взять иностранную машину — итальянский Fiat.

Целиком копировать не стали — позаимствовали только общую компоновку, дизайн, некоторые детали подвески и заднее расположение силового агрегата. Работали очень быстро. Прототип — «Москвич-444» — изготовили на Московском заводе малолитражных автомобилей в 1957-м. Но поскольку предприятие было загружено другой продукцией, производство наладили на Украине, на бывшем комбайностроительном заводе в Запорожье. Отсюда и официальное название модели — ЗАЗ-965, или «Запорожец».

Двигатель сделали собственный: V-образная четверка объемом 746 кубических сантиметров с воздушным охлаждением. Мощность — 23 лошадиные силы. К слову, в два раза больше, чем у зарубежных конкурентов. Этого вполне хватало для разгона 600-килограммовой машины до 80 километров в час. Но мотор получился массивнее, чем у «Фиата», поэтому «Запорожец» обзавелся характерной чертой — выступом на «корме». За это его и прозвали «горбатым».

ЗАЗ-965 ничем не уступал иномаркам, а в чем-то даже превосходил их. Например, он получил независимые подвески: сзади — пружинную, спереди — торсионную. На Fiat спереди устанавливали жесткие рессоры.

В двухдверном «Запорожце» при длине чуть более трех метров помещались четыре взрослых человека. Несмотря на минимализм интерьера, передние сиденья были раздельными и регулируемыми, в салоне имелись солнцезащитные козырьки, отопитель и радиоприемник. В боковых дверях-«распашонках» — угловые форточки.

Запорожец

Терпеливые владельцы

«Запорожец» стоил 1,8 тысячи рублей, это был самый доступный автомобиль в СССР. «Москвич» обходился в две с половиной тысячи, а за «Волгу» надо было выложить более пяти тысяч. Относительно невысокая цена позволила обзавестись собственной машиной многим советским семьям, а для кого-то «горбатый» стал первым в жизни автомобилем.

Впрочем, экономия сказалась на качестве. Так, водительское место не отличалось хорошей эргономикой — левой ноге мешала колесная арка, сиденье было неудобным, практически никакой шумоизоляции, и характерное тарахтение «воздушника» навязчиво проникало в салон. К тому же мотор сильно перегревался на жаре. Половину и без того скромного по объему багажного отделения занимали запаска и бензобак. Чтобы компенсировать этот недостаток, автолюбителям приходилось размещать дополнительный багажник на крыше.

Путешествовать на дальние расстояния в таких условиях было, мягко говоря, не очень комфортно. А уж выдержать пробег в несколько сотен километров считалось серьезным испытанием как для водителя и пассажиров, так и для автомобиля.

Тем не менее на нем было вполне удобно ездить по городу или на дачу по выходным. «Горбатый» получился не удивление проходимым: благодаря заднему расположению двигателя кардан не понадобился, что увеличило клиренс. К тому же если малолитражка и застревала на проселочной дороге, ее можно было вытолкать даже вдвоем.

волынь

По теме: ЛУАЗ-969: первый переднеприводный автомобиль СССР

Долгая жизнь

Запорожский автозавод выпустил более 320 тысяч автомобилей. Раскупали их мгновенно. Конечно, над «горбатым» подшучивали: «Полчаса позора — и ты на работе». Но «Запорожец» прочно занял собственную нишу среди советских легковушек и многим пришелся по душе.

Автомобиль несколько раз подвергали «рестайлингу». Так, в 1963-м мощность двигателя модернизированного ЗАЗ-965А повысили до 27 лошадиных сил, а еще через три года легковушка получила 30-сильный мотор.

«Горбатый» выпускали до 1969-го. На его базе разработали несколько модификаций — праворульный почтовый фургон, пикап, вариант для инвалидов с ручным управлением вместо педалей. А модель с более качественной отделкой салона, улучшенной шумоизоляцией и некоторыми другими доработками поставляли на экспорт под названием Jalta.

Второе поколение «Запорожца» оказалось не менее востребованным. ЗАЗ-966, «ушастый» (так прозвали новый «зазик» за характерную форму боковых воздухозаборников) появился в 1966-м. Как и у «горбатого» — заднемоторная компоновка и две двери. Но это был уже полноценный седан весом около тонны, с 40-сильным 1,2-литровым двигателем. Полностью переработали подвеску, сделали новую коробку передач. Автомобиль разгонялся до сотни километров за 30 секунд, максимальная скорость — 120 километров в час.

ЗАЗ-966

И хотя «ушастый» стоил уже три тысячи рублей, он все равно был в полтора раза дешевле «Жигулей».

На «ушастого» у советских конструкторов были большие планы. На его базе создали несколько модификаций: небольшой микроавтобус, цельнометаллический фургон и пикап. Эти модели не пошли в серию из-за загруженности запорожского автозавода выпуском легковушек. Тем не менее «Запорожец» стал одним из долгожителей советского автопрома. Последние образцы модернизированного ЗАЗ-968М сошли с конвейера в 1994-м. Источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here