Гравюра на дереве может быть двухцветной или многоцветной. Прежде чем стать самостоятельной графической техникой художественного ранга, она очень часто сочетала рисунок и типографские элементы. Совмещение рисунка и текста в одной печатной матрице получило название пластинчатой ​​печати, благодаря чему появилась возможность печатать первые книги, называемые пластинчатыми книгами.

печатная гравюра на дереве

Самые ранние упоминания о гравюре на дереве касаются ее использования в качестве техники украшения тканей и характерны для арабской и индийской культуры. С помощью соответствующим образом разработанных деревянных штампов, применения специальных красителей и красок для ткани создавались орнаментальные одно- и многоцветные оттиски.

С Востока на Запад

Важнейшую роль в развитии ксилографии как графической техники выполнения на бумаге сыграл Дальний Восток (изобретение бумаги датируется примерно 105 годом нашей эры), опередив Европу в этой области более чем на 700 лет! Самые ранние гравюры на дереве происходят из Кореи (около 751 г.), но дальнейшее развитие гравюры на дереве получили в Китае (615–906 гг.). С его помощью печатались так называемые блок-книги. Они были созданы таким образом, что на ленте бумаги, сложенной в гармошку, печаталось несколько матриц, соединяющих текст и рисунок.

С 1080 г. книгопечатание стало еще более «современным», то есть путем вырезания отдельных знаков из дерева и составления из них текстов. Это также период интенсивного развития цветной гравюры на дереве. Следующее место, где гравюры на дереве достигают мастерского уровня, – Япония, которая под влиянием буддизма простирается из Китая в конце VIII века. Долгое время японские гравюры на дереве были одноцветными. Позже дополненными ручной раскраской – разноцветная формула была принята лишь в середине 18 века.

Европейская гравюра на дереве

В конце XIX века японские гравюры на дереве увлекли европейских живописцев, но в самой Японии они постепенно начали терять популярность. Ксилография как техника печати появилась в Европе на рубеже 14-15 веков, ее популяризация, как и в Китае, совпала с началом производства бумаги. Формула изготовления бумаги достигла Европы во время крестовых походов и успешно заменила гораздо более дорогой пергамент.

Первые европейские трафареты для гравюры на дереве были лишены изящества. Их изготавливали из древесины липы или груши, на которых рисунок вырезался стамесками без растушевки. Печатная краска, с помощью которой отражался контур рисунка, наносилась тампоном. Раскраска гравюр на дереве выполнялась вручную, часто с использованием трафаретов, с использованием как непрозрачных, так и лессирующих чернил.

Преобладали религиозные идеи и игральные карты, выражавшиеся довольно простыми средствами выражения. Также существует европейская блок-книга. Самым ценным ее примером является «Библия пауперум», уникальное издание которой 1430-1440 годов хранится в университетской библиотеке Гейдельберга.

Гутенберг, Дюрер, Гоген

Изобретение Гутенбергом книгопечатания, ставшее важной вехой в развитии книгопечатания, влияет на способ подготовки книжных иллюстраций и начинает процесс становления самостоятельной техники гравюры на дереве.

Однако настоящее открытие ксилографии как художественной техники происходит благодаря деятельности Альбрехта Дюрера (не следует забывать, что он занимался и другими графическими техниками, в которых также достиг мастерства). Среди других мастеров этой техники: Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах-старший, Лукас ван Лейден и Эрхард Альтдорфер.

Европейская гравюра на дереве развивается, постепенно приобретая утонченность. В 16 веке появляются светотеневые гравюры на дереве. Однако техника ксилографии постепенно вытесняется другими графическими техниками, в том числе гравюрой и травлением на меди. Около 1771 года интерес к гравюрам на дереве прекратился почти на 100 лет!

Интерес к гравюре на дереве возвращается на волне восхищения произведениями средневековых народных мастеров, использующих эту технику. Вклад Поля Гогена в популяризацию гравюры на дереве невозможно переоценить – ею он проиллюстрировал свой автобиографический роман «Ноа-Ноа». Ксилография оказалась очень благодарной техникой для экспрессионистов, а абстракционисты не считали ее интересным средством, только Жан Арп и Франтишек Купка дали ей шанс вновь появиться.

Материал, рисунок, инструменты

Одним из важнейших моментов в создании гравюры на дереве является выбор подходящей древесины, из которой создается так называемая ксилография, т. е. негатив. Правило таково, что для более тонких рисунков следует выбирать древесину твердых пород, например яблони, груши или ореха, а для более лаконичных форм – древесину липы или тополя.

Отпечаток всегда является зеркальным отражением матрицы. Учитывайте это при подготовке проекта. Рисунок можно перенести на матрицу разными способами – можно нарисовать прямо на дереве карандашом и потом все зафиксировать тушью, а можно просто скопировать.

Для выполнения гравюры по дереву используются различные графические инструменты, главным образом резцы, ножи и долота. То, как вы используете стилус, так же индивидуально, как и почерк. Характерной особенностью большинства гравюр на дереве является рамка, которая создается путем оставления по краю матрицы приподнятой каймы. Ее цель предохранить большие поверхности среза от загрязнения при нанесении краски.

В уже сделанный отпечаток вносить какие-либо исправления невозможно, поэтому перед изготовлением тиража изготавливаются так называемые стоковые копии, т. е. пробные оттиски. Однако возможна коррекция самой матрицы. Для этого вырезается деталь, требующая улучшения, а на ее место приклеивается соответствующий кусок новой древесины, а недостающий фрагмент вырезается заново.

Край гравюры на дереве

Стоит также упомянуть гравюру на дереве, которая является определенным скачком развития в области техники. Матрица изготавливается из твердой деревянной доски, например, из самшита или груши. И главное отличие от классической ксилографии состоит в том, что ксилография вырезается из ствола дерева не продольно, а поперечно.

Это облегчает преодоление сопротивления древесины и, следовательно, возможность достижения более тонких тонов и полутонов. Важное различие также касается используемых инструментов. Резцы, долота и ножи уступают место более точным резцам для гравировки меди.

Читайте также: Высокая печать линогравюра: особенности техники

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here