Вечером 12 ноября скончался белорусский композитор, народный артист Беларуси и СССР Игорь Лученок. Он писал музыку в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее продуктивно — в песенном. TUT.BY вспомнил его лучшие произведения.

«Алеся»

В разные годы на белорусском музыкальном небосклоне зажглись сразу два хита с одинаковым названием. Разумеется, в этом тексте речь об «Алесе» Игоря Лученка. Текст был создан на основе знаменитого лирического стихотворения Аркадия Кулешова.

Поэт написал его в 14 лет и посвятил своей первой любви. Реальная Алеся была старше поэта на два года, их пути разошлись. Они вновь начали переписываться в 1970-х, когда им было уже за шестьдесят. Как раз тогда, в 1972-м, песня на стихи Кулешова прозвучала в исполнении Леонида Борткевича из ансамбля «Песняры».

А вот вторая «Алеся» исполнялась другим коллективом. Первоначально песню про «кудесницу леса» предложили «Песнярам». Но поскольку у них уже была своя «Алеся», песню забрали «Сябры». И в том числе благодаря этому стали общесоюзными звездами.

«Зачарованная моя»

Песню «Зачарованная моя» написал знаменитый белорусский поэт Геннадий Буравкин. Большинство знакомых восприняли этот лирический шедевр как посвящение его супруге Юлии. Спустя несколько лет стихи увидел Лученок. Композитор тогда жил на одной улице с поэтом и пришел к нему с написанной мелодией сразу домой.

Первое исполнение песни состоялось в 1982 году.

Многие песни Лученка ассоциируются с каким-то определенным исполнителем. А вот «Зачарованную» пели и Ярослав Евдокимов (речь о нем ниже), и «Песняры», и Петр Елфимов.

В этом году 16-летняя белоруска Вера Ярошик заняла второе место в проекте «Ты супер!» на канале НТВ. В финале она пела именно песню «Зачарованная».

Пожалуй, этот факт — лучший комплимент произведению. Ведь если некоторые песни Лученка стали символом конкретного времени, то «Зачарованная» популярна до сих пор.

«Майский вальс»

В 1980-е годы началось плодотворное сотрудничество Игоря Лученка и певца Ярослава Евдокимова. Последний родился в украинском Ровно, но с 1975 года работал солистом Белорусской филармонии. В 1980-е Евдокимов практически ежегодно присутствовал в общесоюзной «Песне года». Главным итогом сотрудничества композитора и певца стала песня «Майский вальс» (1985), написанная к юбилею Победы.

Удивительно, но Лученку, который очень тонко прочувствовал общее настроение солдат-победителей, в 1945 году было всего семь лет.

Композитор любил рассказывать, как однажды ветеран войны сыграл ему на аккордеоне «Майский вальс» и уточнил, что якобы услышал его в 1945 году в Праге. Так песня стала народной.

«Спадчына»

Песня «Спадчына» появилась в репертуаре «Песняров» в 1972-м. Владимир Мулявин обратился к знаменитому стихотворению Янки Купалы, написанном в 1918-м, когда страна была оккупирована, а вместо немецких войск белорусские земли вот-вот должна была занять Красная армия.

Патриотические идеи произведения, его философская наполненность вызвали восторг слушателей и белорусской интеллигенции. Аудиторию покорило исполнение песни молодым солистом Анатолием Кашепаровым, который за год до этого пришел в ансамбль.

«Дарагі Ігар, — откликнулся на эту песню знаменитый писатель Иван Мележ. — З адной толькі „Спадчынай“ ты ўжо смела можаш крочыць у вечнасць».

«Гусляр»

У большинства слушателей творчество Лученка ассоциируется исключительно с песнями. Тем не менее в его творческом наследии была и рок-опера «Гусляр». Первоначально композитор написал на основе поэмы «Курган» кантату, а затем, в 1979 году, и рок-оперу. По мнению экспертов, это был пик в истории коллектива и всего белорусского советского рока. Но неподготовленной аудитории он пришелся не по зубам.

«Пэўна можна сказаць, што аматарам поп-„Песняроў“ з „Вологдой“ ды „Беловежской пущи“ гэты дыск (с рок-оперой. — Прим. TUT.BY) прыйшоў проста не па зубах, — отмечал критик Сергей Будкин. — Мулявін пайшоў на значнае ўскладненне музыкі, дамогся фактычна аркестровага гучання, а вакальныя партыі сталіся яшчэ больш дасканалымі. Цяжка „Гусляра“ аднесці да пэўнага музычнага жанру — тут хапае ўсяго: джазу, фолку, арт- і нават хард-року. І гэта ў „машэраўскія“ часы».

После долгого перерыва «Гусляр» был показан на сцене Белгосфилармонии в 2010 году.

***

Прочитав такую подборку, читатели часто любят спросить в комментариях: а где та или иная песня? Практически уверен, что поклонники Лученка назовут песни «Полька белорусская» или «Песню о Минске», «Жураўлі на Палессе ляцяць» или «Мой родны кут», «Письмо из 45-го», а также многие другие. И это как раз тот случай, когда я заранее и полностью согласен.

Выбрать лучшие песни Лученка — прямо непосильная задача. Он был разный, у каждого свой и тем навсегда останется в белорусской музыке и культуре.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here