Критическим фактором для дальнейшего развития электромобильности является расширение и развитие инфраструктуры, особенно зарядных станций. Вопрос зарядки связан со стандартизацией разъемов, используемых в системах такого типа. Стоит ознакомиться с основными понятиями в этой области, а также взглянуть на наиболее популярные типы разъемов, используемые в различных регионах мира.

В отрасли электромобильности еще не разработан единый стандарт на разъемы для зарядки аккумуляторов транспортных средств. Обычно используются несколько различных типов разъемов, популярных в определенных географических регионах.

разъемы для электромобилей

Зарядка переменного и постоянного тока

Зарядные станции могут различаться не только типом разъема, но и способом зарядки – различают зарядные устройства переменного и постоянного тока. Независимо от типа зарядки, чтобы процесс протекал правильно, необходимо подать на вход аккумулятора автомобиля сигнал постоянного тока (DC).

Разница заключается в том, что во время зарядки переменным током (AC) электрическая энергия, подаваемая в зарядную розетку в виде сигнала переменного тока, преобразуется внутренними цепями автомобиля в сигнал постоянного тока.

В случае зарядки постоянным током преобразование переменного тока в постоянный происходит внутри зарядной станции – обход систем преобразования внутри автомобиля позволяет повысить мощность зарядного сигнала и, следовательно, сократить время зарядки. По этой причине для быстрой зарядки, используется разъем постоянного тока.

Типы зарядных станций

Инфраструктура электромобилей состоит из зарядных станций различного уровня (от 1 до 3), классифицированных по доступной мощности и, следовательно, скорости зарядки.

Уровень 1 (медленная загрузка). Зарядные устройства первого уровня встречаются в основном в домашних условиях. Это устройства с выходной мощностью 1-4 кВт, которые можно напрямую подключить к любой домашней электрической розетке. Они характеризуются наименьшей стоимостью и простотой использования, но их недостатком является длительное время зарядки автомобиля. Время полной зарядки аккумулятора электромобиля с помощью зарядного устройства «1» обычно составляет от 8 до 12 часов.

Уровень 2 (быстрая зарядка). Зарядные устройства второго уровня обеспечивают выходную мощность 7–22 кВт, но обычно требуют трехфазного источника питания. Станции этого типа обычно встречаются в общественных местах и ​​в домашних условиях. Время полной зарядки устройства этого типа составляет примерно 4–6 часов.

Уровень 3 (очень быстрая зарядка постоянным током). Зарядные устройства третьего уровня в настоящее время являются наиболее совершенными и быстрыми зарядными устройствами, доступными на рынке. Они имеют выходную мощность 50–350 кВт и их можно найти в основном в местах с интенсивным движением транспорта, например, на автомагистралях. Это зарядные устройства постоянного тока, типичное время зарядки автомобиля с их использованием составляет от 15 до 60 минут.

Разъем типа 2 и 1

Разъем типа 2 (также называемый разъемом Mennekes) является фактическим стандартом в Европе. Этот разъем состоит из 7 контактов и способен передавать мощность 22 кВт. Максимальный зарядный ток составляет 32 А при питании от трехфазного сигнала. Этот разъем можно встретить в зарядных станциях переменного тока типа 1 и 2.

Он оснащен клеммами, расположенными по бокам, что позволяет закрепить разъем в розетке во время зарядки и защищает от случайного отсоединения. Кроме того, он оснащен светодиодом, сигнализирующим о ходе процесса зарядки, и кнопкой аварийной остановки, позволяющей немедленно прервать процесс зарядки в опасной ситуации. Встроенный в разъем датчик температуры позволяет отключить подачу питания, если система обнаружит перегрев.

Разъем типа 1, также известный как J Plug или разъем SAE J1772, широко используется в Северной Америке и Японии. Практически каждый автомобиль, выпускаемый для этих рынков (кроме Tesla), оснащен зарядной розеткой такого типа. У Tesla есть собственный стандарт зарядки, но существуют адаптеры, позволяющие подключать эти автомобили к станциям, оснащенным разъемом Type 1.

Разъем типа 1 можно встретить в зарядных устройствах переменного тока уровней 1 и 2. Он обеспечивает выходную мощность до 19,2 кВт с максимальным зарядным током 80 А. К недостаткам разъемов этого типа можно отнести невозможность питания от сети. Трехфазный сигнал и отсутствие механизма автоматической фиксации разъема в гнезде.

Разъем CCS 1 и CCS 2

Разъем CCS первого типа (комбинированная система зарядки) представляет собой комбинацию разъема переменного тока типа 1 с двумя дополнительными контактами, предназначенными для быстрой зарядки постоянным током. CCS 1 служит стандартным разъемом для сверхбыстрой зарядки постоянным током в Северной Америке. Максимальная выходная мощность составляет 360 кВт с максимальным зарядным током до 500 А.

Как и CCS 1, разъем CCS типа 2 представляет собой комбинацию разъема переменного тока типа 2 с двумя дополнительными контактами для быстрой зарядки постоянным током, служащим стандартом быстрой зарядки постоянным током в Европе. Разъем CCS 2 имеет те же электрические параметры, что и CCS 1 – выходная мощность 500 кВт и максимальный зарядный ток 500 А.

Разъем CHAdeMO и ГБ/Т

CHAdeMO — это стандарт, разработанный в Японии для быстрых зарядных устройств постоянного тока, который был создан до того, как на рынке появились разъемы CCS. Он позволяет заряжать автомобиль током 400 А и мощностью 400 кВт. В настоящее время компоненты такого типа можно встретить на зарядных станциях постоянного тока в Японии, а также в автомобилях, выпускаемых для этого рынка.

Одним из недостатков этой системы является отсутствие совместимости с любой системой зарядки переменного тока. В отличие от разъемов типа CCS, в случае CHAdeMO необходимо оборудовать автомобиль двумя отдельными розетками: одна для зарядки переменным током, а другая — для зарядки постоянным током.

На китайском рынке в основном можно найти разъемы GB/T, доступные в двух вариантах: разъем GB/T AC для зарядных устройств переменного тока и разъем GB/T DC для зарядных устройств постоянного тока. В случае GB/T AC максимальная мощность зарядки составляет 7,4 кВт, а в случае GB/T DC – 237,5 кВт. В настоящее время ведутся работы над следующим поколением GB/T DC, мощность зарядки которого, как ожидается, достигнет 900 кВт.

Читайте на тему: Зарядка электромобиля в собственном гараже: что стоит знать

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here