Декоративные предметы, найденные в небольших послевоенных квартирах, имеют очень важное предназначение. Они должны не только привносить в интерьер цвет и интересную форму, но и давать художественное образование и закреплять хорошие эстетические образцы. Создавшие их художники были призваны поддержать обновление легкой промышленности и ее возобновление.

Особого внимания заслуживают текстиль и керамика – особенно фарфоровые статуэтки, тарелки, вазы со смелым цветным декором и скульптурными формами. Созданный в конце 1945 года производственный отдел заключает контракты с художниками, которым предстоит подготовить эскизы керамических изделий и эскизы тканей – как для одежды, так и для жилых интерьеров.

декоративные фарфоровые тарелки

Способы декорирования тканей

Одним из примеров декоративных изделий, возникших в результате сотрудничества промышленности и народных мастеров, являются ткани. Эти декоративные изделия не только расставляют яркие цветовые акценты в интерьере, но и позволяют разделить пространство, не занимая при этом много места.

Кооператив художников создают модели, как в традиционных, так и в очень современных тенденциях. Они разрабатывают дизайны на расписных и набивных тканях, которые могут с успехом заменить картины и графику в интерьерах. Украшение ткани с 1950-х по 1970-е годы в основном осуществлялось посредством:

  • живописи;
  • пленочной печати.

Плёночная печать – один из наиболее характерных приёмов нанесения узоров на ткани в интерьерах 1950-1960-х годов. К ним относятся коврики и салфетки, а также стилизованная кашубская мебель.

Вазы и тарелки, как скульптуры и картины

Завод керамики и стекла очень охотно сотрудничает с художниками-изобразителями. Короткие серии керамических изделий создаются для продажи в магазинах образцов. Среди созданных предметов особенно выделяются вазы «пикасиаки» необычной формы и цвета, напоминающие вырезанные элементы абстрактных картин.

Отдельное исследование можно было бы написать о фарфоровых статуэтках 1950-1960-х годов. Здесь я лишь скажу, что фарфоровые фигурки животных и людей, созданные в Институте промышленного дизайна, обладают ценностями камерной скульптуры.

Производство керамики

Отдельного абзаца заслуживают декоративные тарелки, которые производились на большинстве фарфоровых заводов. Тарелки привнесли в жилые интерьеры отчетливую нотку современности, благодаря росписям в духе абстрактной живописи с глубокой отсылкой к творчеству Пабло Пикассо и Марии Харема.

Тарелки декорировались преимущественно методом выборочного напыления, хотя некоторые расписывались вручную подглазурными красками. На этих уникальных предметах, возведенных в ранг картин, появились не только мотивы Пикассо. Их характерный цветовой набор – глубокий черный, белая фарфоровая основа и приглушенный горчично-желтый.

Благодаря богатому выбору цветов продукцию Karolina невозможно не заметить. Отобранная черная глазурь сочеталась с лимонно-желтой, интенсивно-зеленой, резко-красной или фиолетовой глазурью. Также характерны черные точки, нанесенные вручную на некоторых поверхностях.

Подставки для тортов отличались изображениями сказочной архитектуры. Они полны замков, башен и ворот. Есть и вариации на тему небоскребов. Некоторые мотивы рисуются простой линией, заполненной пунктиром и точками или с помощью трафаретного баллончика, в других цветное пятно свободно вытекает за линейные контуры. В 1960-е годы здесь изготавливали и декоративные тарелки с характерной фактурой, рельефно расписанные толстыми слоями эмалей.

Фаянсовые тарелки характеризуются современным дизайном, связанным с народными узорами. Особенностью являются свободно нарисованные линии, павлиньи глазки, полоски и точки. Еще одной отличительной чертой изделий является декорирование в технике «кора».

Стоит отметить, что тарелки, произведенные на фабриках, имели, как и картины, название и подпись художников на оборотной стороне.

Читайте также: Декоративная мозаика: техника и история возникновения

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here