Супруга Бортника Татьяна Борзых рассказала ТАСС, что ее супруг умер около 23:00 по московскому времени, 4 января. «Врачи говорят, скорее всего, тромб», — уточнила вдова.

«Прощание с Бортником состоится 8 января в московском Театре на Таганке. Он будет похоронен на Котляковском кладбище, где покоится его мама», — отметила директор театра Ирина Апексимова.

Актером необычайного дарования назвала Ивана Бортника старейшая актриса театра на Таганке Мария Полицеймако. Об этом сообщает информационное агентство «РИА Новости».

По ее словам, Бортник был для нее одним из самых любимых актеров, и такое мнение разделяли многие. Полицеймако подчеркнула, что артиста любили все.

«Он мог играть абсолютно все: и серьезные вещи, и шутливые», — поделилась она.

Артистка отметила, что Бортник отличался и необычайным чувством юмора: когда он играл, никто в зале не мог удержаться от смеха.

При этом актера очень любил и режиссер Юрий Петрович Любимов, а также он был самым близким другом Владимира Высоцкого. Полицеймако заявила, что уход Бортника — колоссальная потеря для театра и все, кто знал и любил его. Он был скромен и имел необычайное чувство такта.

Бортник родился в интеллигентной семье: мать доктор филологических наук, отец – заместитель главного редактора художественного издательства. Однако, Бортники жили в неблагополучном московском районе –рядом с тремя вокзалами. В их дворе добрая половина мужчин прошла через тюрьмы. А маленький Ваня часто выходил на улицу с огромной виолончелью, подвергаясь насмешкам и оскорблениям со стороны шпаны.

Зато на фильме «Место встречи изменить нельзя» Бортник был одним из главных консультантов по блатному миру – рассказывал режиссеру Станиславу Говорухину о походках уголовников, манере говорить и одеваться.

Аркадий Вайнер, один из авторов книги «Эра милосердия», по которой была поставлена картина, не мог поверить после просмотра фильма, что они с братом Георгием написали персонажа Промокашку… без единого слова. В сценарии упоминался только «молчаливый парень в кепке-шестиклинке». Всю роль до последнего слова придумал сам артист.

«Мы умирали от смеха за кадром, – вспоминал Говорухин, – Ваня, изображая пьяного Промокашку, молол страшную ерунду, но это было очень к месту. Однако, я понял, что если это оставить, будет бенефис одного актера. Пришлось резать по живому».

В сцене, где бандиты сдаются, Говорухин сказал: «Я тебе не могу советовать, скажи, когда будешь готов». Через какое-то время Бортник крикнул: «Готов». Камеру включили. Когда актер проходил мимо Жеглова-Высоцкого, то вдруг неожиданно крикнул: «Сучара позорная!» и смачно плюнул ему в лицо. По-настоящему. Этого никто не ожидал, включая Владимира Семеновича, который ошеломленно утерся.

Однако, сцена получилась слишком унизительной для киносыщика, а Промокашка из жалкой ничтожной личности превращался в человека со стержнем. Начальство заставило плевок изъять. В результате мы увидели не менее талантливую сцену, где насмерть перепуганный бандит горланит: «Как на черной скамье, на скамье подсудимых».

Интересно, что Высоцкий, близкий друг Ивана Бортника, предлагал именно его взять на роль Шарапова. Говорухин размышлял над этим, но все же отказался. «На экране все бы увидели два очень сильных, похожих по энергетике персонажа, оппонирующих друг другу. И это был бы, возможно, и хороший, но совершенно другой фильм».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here