Введение в эксплуатацию на проектную мощность российских газопроводов, минимально сократит украинский транзит. Прокачка газа уже идет в обход по «Турецкому потоку». На очереди его новые ветки и запуск «Северного потока — 2». Эксперты констатируют: пока «Нафтогаз» играл в политику, украинская газотранспортная система почти развалилась, обслуживать сети скоро станет не на что. Почему Киев оказался в такой ситуации и есть ли выход — разбиралось РИА Новости.

газовый терминал

Рухнул до минимума

В 2020 году российский транзит в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до 55,8 миллиарда кубометров. Это самый низкий показатель за тридцать лет, да и в предыдущие годы было не менее 90 миллиардов. Как подчеркнул глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон, даже в кризисном 2014-м прокачали 62 миллиарда, несмотря «на все усилия «Газпрома» для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса из Европы».

Падение действительно рекордное. При проектной мощности ГТС 146 миллиардов загрузка — менее чем на 30 процентов.

Так получилось по нескольким причинам. Должно было быть 65 миллиардов. Однако из-за позднего подписания соглашения с «Газпромом» в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. К тому же теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ в Европе и Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу.

Избавляются от транзита

В 2021-м ситуация не улучшилась. В феврале прокачка сократилась на четверть по сравнению с январем. После завершения строительства трубопровода «Турецкий поток» в Сербии и Болгарии, Киев, по оценке самих украинцев, потеряет еще десять-двенадцать миллиардов кубометров в год.

«Газпром» уже отправляет газ в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту: «Турецкий поток», затем по национальной газотранспортной системе Болгарии — в Сербию, а также Боснию и Герцеговину.

И это только начало, предупредил в обзоре для украинской прессы сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Борьбу за транзит Киев проиграл. После запуска всех российских газопроводов прокачка станет мизерной. «Проблемы не столько с Румынией, сколько с Венгрией и балканскими странами, которые скоро смогут брать газ из реверсных газопроводов-интерконнекторов, соединяющих Центрально-Восточную Европу с «Турецким потоком», — пояснил Корольчук.

Киеву важно не допустить ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2». Хотя, как отмечает Корольчук, в положении Украины это просто бессмысленно: «То, что произошло с транзитом газа, — исключительно вина «Нафтогаза», потому что они пошли политическим путем и выполняют определенные политические задачи по «Северному потоку — 2» вместо того, чтобы хотя бы попытаться повлиять на строительство «Турецкого потока», газ к которому закачали не так давно».

«Качай или плати»

В ближайшие годы потеря транзита особыми неприятностями Украине не грозит: подписанный с «Газпромом» до 2024 года контракт предусматривает принцип «качай или плати». Так, например, забронированные на 2020-й мощности российский монополист полностью оплатил.

«Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы «качай или плати» «Газпром» выложил больше 2,5 миллиарда долларов», — указывал Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития.

Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Однако дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов в год, сценарий вырисовывается пессимистический.

«По большому счету у «Газпрома» лишь три потребителя, которым голубое топливо имеет смысл транспортировать через Украину: Молдова, Румыния и Венгрия. Потребление природного газа в Молдове сравнительно невелико — примерно миллиард кубометров в год. Румыния может пользоваться «Турецким потоком», и у нее есть реверсный газопровод, связанный с югом Молдовы. Остается Венгрия, но если «Балканский поток», ответвляющийся от «Турецкого», дойдет до нее, необходимость в украинском транзите окончательно отпадет», — рассуждает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

Резервная система

После истечения контракта с «Газпромом» ГТС Украины станет резервной системой с загрузкой максимум 20 миллиардов кубометров в год. А ведь доходы именно от транзита пока позволяют Киеву поддерживать ГТС в работоспособном состоянии.

«Затем придется либо ее консервировать и переходить на закупки сжиженного природного газа (собственная добыча не покрывает полностью потребление), который дороже трубопроводного, либо договариваться с «Газпромом». Вот только ожидать льготных цен не приходится, учитывая долги «Нафтогаза» и агрессивную артироссийскую внешнюю политику Украины», — говорит Хазанов.

По мнению Корольчука, единственный вариант наращивания транзита — увеличение потребления газа в ЕС с 450 до 500 миллиардов кубометров. Это даст Украине шанс на прокачку, по крайней мере, 30 миллиардов кубометров. «Но тут вопрос в том, захочет ли Россия увеличивать добычу или предпочтет поставки СПГ, которые сейчас активно наращивает. То есть, так или иначе, Киев уже выпал из игры», — констатировал аналитик.

Российские эксперты указывают и на то, что даже если транзит еще на какое-то время сохранят по политическим соображениям, у Украины как посредника все равно будущего нет: европейский рынок стремительно меняется. В крайнем случае Россия наладит в Европу поставки СПГ или даже водородного топлива. А Украине с полуразвалившейся ГТС тут делать нечего. Источник

Читайте также: После финиша СП-2: оставит ли Россия транзит газа через Украину

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here