8 февраля не стало Сергея Юрского. Выдающийся актер и режиссер скончался в Москве на 84-м году жизни, оставив после себя огромное наследие из блестяще сыгранных ролей. Каждый образ Сергея Юрского уникален.

Всесоюзную славу актеру принесла роль директора школы-коммуны для беспризорников Викниксора в фильме «Республика ШКИД». Потом был его интеллигентный Остап Бендер в «Золотом теленке». И, конечно, всенародно любимый дядя Митя в фильме «Любовь и голуби».

Почти полсотни ролей в кино, и каждая — эталон мастерства. Не говоря о служении в театре, которому он был беззаветно предан. Каким Сергей Юрский останется в нашей памяти?

Остап был мечтой. Детской. 18 раз Юрский ездил к Швейцеру на пробы, чтобы сыграть не комедию – драму — и остаться лучшим Бендером в кино. Как в театре — лучшим Чацким.

В Большой драматический поступил еще на третьем курсе — Товстоногов собирал не труппу — коллекцию драгоценных талантов, лучшую в СССР.

«Театр рождается не на сцене и не в зрительном зале, а на столкновении двух энергий», — считал народный артист РСФСР Сергей Юрский.

В БДТ он обрел и преданного зрителя, и любовь на всю жизнь — Наталью Тенякову – и, конечно, исполнил лучшие роли.

«Старика надо играть. Старик не должен быть стариком на сцене. Я играл старика в тридцать лет», — рассказывал Юрский. Про тот спектакль и вспомнил Владимир Меньшов, когда звал в «Любовь и голуби». В 49 Юрский сыграл дядю Митю.

Режиссер кричал «мотор» и ложился на пол от хохота. «Каждое его появление на площадке заставляло всех нас подтягиваться. И вообще всякое общение с ним было такое, что человек становился лучше», — вспоминает народный артист РСФСР, режиссер Владимир Меньшов.

Самого народного героя сыграл потомственный интеллигент и тонкий интеллектуал. Юрский, конечно, больше чем артист, — мыслитель, писатель, режиссер, драматург: он писал пьесы под псевдонимом Игорь Вацетис. Он читал со сцены лучше всех.

В БДТ он прослужил 20 лет, и это были золотые годы, которые сменила полоса отчуждения, — поставленный им «Мольер» стал событием, но в театре Товстоногова мог быть только один режиссер. Ни ролей, ни съемок, из эфира вырезали.

Не по-актерски умный. Несоветский какой-то. Независимый слишком. Да еще и с Бродским дружил. Годы спустя он сыграл отца поэта. А тогда бросил все и уехал в Москву.

И место встречи изменилось. Переезд в Москву разделил его жизнь на две равных половины. В Театре имени Моссовета Раневская называла его «человеком из Ленинграда».

«Меня всегда восхищало его неумение и нежелание быть великим. Он был великолепным и неповторимым», — подчеркнул народный артист России Александр Филиппенко.

Его прямой и честный взгляд часто казался опасным, даже если это был наивный взгляд дикаря в рязановском «Человека ниоткуда».

Викниксора из «Республики ШКИД» он играл, вспоминая отца — директора цирка: бородка, очки — это от него.

И ведь Юрский — из тех редких артистов, которые выше своих ролей. У него не игра — поиск правды.

«Когда я играл Сталина, меня интересовало, что в мозгу у человека, который стареет, но полагает государство частью себя», — рассказывал актер.

Был у Сергея Юрского самый большой страх — потерять себя. И была любимая фраза: «Вода всегда течет вниз». Он шел вверх. И всегда против течения.

В Театре имени Моссовета — опустевшая гримерка, розы у зеркала. 11 февраля — прощание. На сцене Сергей Юрский будет в последний раз.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here