На этой неделе без особого глобального шума на крайнем северо-западе Китая произошло событие, которое существенно подхлестывает грандиозный процесс изменения облика Евразии в нынешнем столетии.

16 ноября был открыт участок новенькой скоростной железной дороги, соединившей Урумчи, административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района, с расположенным там же городом Хами. К концу декабря трасса, по которой поезда уже ходят со скоростью свыше 200 км в час, вырастет до 1776 километров. В 2017 году ее планируется соединить с такой же линией, которую сейчас энергично тянут с другого конца страны – из столичного Пекина.

Короче, после долгих разговоров и проработки технических проектов Китай сделал еще один крупный практический шаг к выполнению своего стратегического плана — построения в Евразии на территориях южнее России грандиозного многопланового транспортно-экномического коридора, Нового Шелкового пути.
Он будет стартовать в Пекине и других мегаполисах востока КНР, а заканчиваться, возможно, в Лондоне, Роттердаме или Барселоне.

Трасса Пекин-Урумчи сократит время движения между этими городами с нынешних 41 до 16 часов.
Затем, как предполагается, линия скоростных поездов пойдет за границу – вначале в Казахстан. «Поднят занавес грандиозной хозяйственной интеграции в экономическом коридоре по Шелковому пути»,- с некоторым пафосом писала в связи с этим главная китайская газета «Женьминь жибао».

«Скоростные железные дороги в сторону Европы – только часть замысла. Новый Шелковый путь предполагает строительство в этом коридоре и других железнодорожных трасс, скоростных автомобильных шоссе, электростанций и «умных» систем электропередачи, сборочных заводов, разработку полезных ископаемых. Самая современная транспортная инфраструктура призвана объединить все это в единый хозяйственный комплекс, где скорость и ритмичность перевозок станет важным фактором снижения издержек.

На Западе отдельные компоненты будущего единого Нового Шелкового Пути уже сооружаются – и совсем не обязательно с китайским участием.
Например, в него может влиться железнодорожная трасса с запада на восток Турции с современным туннелем под Босфором, который построил японо-турецкий консорциум. Одновременно новые автомобильные дороги уже тянутся из китайского Синьцзяна в соседние страны бывшей советской Центральной Азии и затем с еще дальше на Запад. Нужно понимать – это будет не одна единая ветка через Евразию, а целый комплекс путей, чья окончательная конфигурация пока не определена. И будет во многом зависеть от политической и военной ситуации в этом гигантском коридоре.

Движению из Китая в Европу мешает, например, Каспийское море, поскольку перегрузка на суда и потом опять на поезда и автомобили сбивает темпы и повышает себестоимость.
Эксперты, поэтому, не исключают южного сухопутного коридора через Иран, однако пока его создание по политическим причинам маловероятно.

В любом случае Пекин намерен играть ключевую роль в этом долговременном стратегическом проекте перестройки Евразии.
И уж конечно, держать в своих руках инициативу в зоне к востоку от Каспия. Кстати, о концепции Нового Шелкового пути председатель КНР Си Цзиньпин официально объявил в сентябре прошлого года во время визита в Казахстан. В начале нынешнего месяца он же сообщил, что в Фонд Шелкового пути будут внесены 40 миллиардов долларов. Финансировать проекты будет и создаваемый Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом до 100 миллиардов долларов.

К проекту Экономического пояса Нового Шелкового пути предполагается подключить схожие транспортно-хозяйственные коридоры, которые Пекин уже создает в Юго-Восточной Азии.
Они будут дополнены и т.н. Морским Шелковым путем. Не лишне напомнить, что Китай на конец прошлого года уже имел самую протяженную в мире сеть скоростных железных дорог общей длиной более 14 тыс/ километров.

Масштабные, подкрепленные солидными финансами китайские планы, конечно, создают конкурентную угрозу российскому Транссибу.
Однако соперничество в сфере континентальных перевозок – это лишь малая часть проблемы.

По сути, Пекин методами инвестиций и применения новейших технологий планирует создать собственное Евразийское сообщество, несравнимо более грандиозное, чем планы Москвы на этом же направлении.
В свой Экономический коридор на Запад, судя по всему, китайцы готовы в случае соответствующих договоренностей вполне дружелюбно включить и российские возможности в сфере транспорта и экономики. Как возможный северный компонент все того же Великого Шелкового пути.

Василий Головнин

Источник: echo.msk.ru

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here