Елизавета Баварская – императрица Австрии и королева Венгрии – одна из легендарных женщин 19 века. И при жизни, и после трагической смерти она славилась необыкновенной красотой и порой своеобразными усилиями сохранить мимолетную красоту. В довольно субъективном ключе нам об этом напоминает новый фильм «В корсете». По случаю премьеры мы погружаемся в чрезвычайно живописный визуальный мир императрицы Сиси.

императрица Елизавета Баварская

Это, несомненно, один из самых важных элементов киноафиши этой весной. «В корсете» – фильм, написанный и снятый Марией Крейцер, – стоит посмотреть по нескольким причинам, например, из-за интерьеров, на открытом воздухе и костюмов. Конечно, крайне интересно также взглянуть на нравы необыкновенного периода второй половины XIX века, и, наконец, на ключевую личность легендарной императрицы Сиси.

Субъективный взгляд на легенду о Сиси

Прокатчики пишут о фильме следующее: «Императрица Елизавета, скандалистка венского двора, делает все, чтобы внести свою лепту в свой миф. В преддверии своего 40-летия, которое, по мнению публики, является концом ее юности, Сиси полна решимости любой ценой позаботиться о своем имидже. Правильно ли это? Ответ на этот вопрос не однозначен.

С одной стороны, мы знаем, что с исключительной изобретательностью эта красивая женщина (в свете фотографии гораздо более красивая, чем в кинопортрете) изобретала дальнейшие своеобразные уходовые процедуры.

С другой стороны, это не столько возмутило, сколько вырвалось из жестких правил императорского и королевского двора Вены. Она не хотела навязывать себе правила, которых не разделяла.

Титульный корсет, который у героини картины Мари Кройцтер зашнуровывается все туже и туже, становится здесь немного вводящим в заблуждение символом. Однако лучший способ оценить ценность фильма – сравнить впечатления от просмотра с плодами чтения статей или биографических книг.

С другой стороны, однако, нужно также знать, что Сиси, как и каждый персонаж, окутанный легендой, живет в культуре независимо от неопровержимых фактов. Литературные, театральные и кинодеятели вправе самостоятельно интерпретировать ее характер и ее жизнь – от золотой юности через все драматические превратности судьбы до трагической, совершенно ненужной смерти от руки убийцы.

Между правдой и субъективным взглядом

Биография Сиси Марии Кройцтер показана в небольшом, но важном разделе – в преддверии 40-летия Эльжбеты. По мнению современников, эта цезура должна была окончательно закрыть период юности прекрасной императрицы, который особенно для нее самой, как утверждает фильм, должен был стать большим испытанием.

Тем более, что натасканная мужем, свекровью и даже собственными детьми императрица не хочет принимать навязанных ей условностей. Можно было бы поискать аналогии с фигурой принцессы Дианы или, в частности, Марии-Антуанетты, а также героинями кинобиографий. Например, «Мария-Антуанетта» Софии Копполы и «Спенсер» Пабло Ларраина. Однако картина о Сиси, пожалуй, самая феминистская из всех, а потому, пожалуй, и самая современная.

Однако стоит помнить, что жизнь монарха (1837-1898) совпала с особой эпохой в истории чистого и декоративно-прикладного искусства. Когда она родилась, романтизм процветал во всех областях художественного творчества.

Вскоре после этого романтизм стал уступать место реализму и веризму. Затем пришла мода на историзм и неостиль – неоренессанс, необарокко, эклектику, господствовавшие в год 40-летия императрицы (1877).

Но уже в 1870-х годах развивались такие авангардные явления, как импрессионизм или символизм, а спустя десятилетие начался модерн. Так что хотя в фильме мы видим дворцовые комнаты, частные апартаменты и подсобные помещения с довольно строгим оформлением. Поскольку это было не так давно, да к тому же в эпоху массового производства самой изысканной мебели, многие антикварные вещи времен Елизаветы Баварской можно купить и сегодня.

Читайте также: Как выглядели исторические личности в жизни

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here