Мерцающие от солнца пейзажи и бытовые сцены из жизни простых людей – такие сцены чаще всего увековечивались на холсте импрессионистами. Они настолько обыдены, что, когда вдумаешься, трудно поверить, что они завоевали огромную популярность. В чем секрет их успеха?

картины в стиле импрессионизм

Искусство в 19 веке

Начнем с нескольких фактов. Импрессионизм как направление в живописи зародился во второй половине 19 века. Это был период после Весны народов, серии революционных потрясений в Европе.

Хотя это бурное время прошло, потребность в переменах на Старом континенте все еще была велика – шла промышленная революция, расшатывались обычаи, города переживали динамичное развитие. Только искусство стояло на месте. Академии художеств, обучавшие живописцев, устанавливали жесткие рамки как по стилю, так и по тематике. Они почти исключительно узнавали исторические, мифологические, религиозные образы или портреты.

Между тем молодые художники не желали идти по стопам старых мастеров. Они желали, чтобы их работа отвечала потребностям быстро меняющегося мира и отражала его. Холодный реализм, пропагандируемый учеными, не давал таких возможностей. Именно в этой атмосфере должно было родиться движение, которое не только потрясло существующие порядки в искусстве, но и проложило путь многим современным течениям в живописи – от экспрессионизма до абстракционизма.

Молодые новаторы

Все началось в Париже, который был бесспорной столицей художественного мира. Именно там впервые встретились будущие импрессионисты: Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега , Камиль Писсарро и другие. Живописцы быстро сдружились, их объединяла молодость, любовь к искусству и нелюбовь к Академии – почти никто из них не имел формального образования.

Вместе они тусовались в кафе и ходили на совместные пленэры. Они считали, что для того, чтобы живопись произвела впечатление, она должна показывать окружающую действительность. Вот и хотели реализма, но отличного от академического. Им хотелось как можно правдивее передать впечатления от увиденного и происходящего вокруг.

Это означало, что писать надо было быстро, короткими мазками, без утомительного подмалевка и длительного перемешивания красок. Поэтому часто наносили чистые цвета или только выбеленные. Вместо того, чтобы бесконечно дорабатывать детали, они перешли к следующим картинам. Это делало их схематичными в глазах современников. Так, в двух словах, сформировался стиль, известный сегодня как импрессионизм.

Рождение импрессионизма

Молодые художники дебютировали в 1863 году в так называемом Салоне Отверженных. В XIX веке важнейшим местом, где художники могли представить свои работы, был Салон, т.е. две ежегодные выставки. В 1863 году жюри отклонило 2783 картины из 5000 представленных. Строгость оценок счел чрезмерной даже французского императора Наполеона III, который приказал организовать Салон Отверженных для тех, кто не смог явиться на официальный Салон.

Там мир впервые увидел «Завтрак на траве», который считается началом современной живописи. О непокорных живописцах пресса стала писать не очень лестно. Критики были раздражены случайными, по их мнению, кадрами и неряшливой манерой письма. Только в 1872 году, после дебюта картины Монета «Впечатление. Восход», назвали новое течение импрессионизмом.

Хотя сегодня импрессионизм считается одним из классических стилей в искусстве, он был создан в акте восстания против существующих норм. Его динамичность, красочность и показ окружающего мира поначалу считались недостатком, а то и скандалом. Однако оказалось, что это нужно публике, а не модные картины выпускников художественных академий. Это явление импрессионизма, которое не теряет своей популярности, и по сей день.

Читайте также: Шедевры графики: Шагал, Пикассо и Дали

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here