Более 40% школьников, как показывают статистические данные, имеют нарушения опорно-двигательной системы. При этом существует риск в дальнейшем усугубить состояние сопутствующими расстройствами — нарушениями кровообращения, дыхания, появлением головных болей, хронической усталости. Да и сами проигнорированные первичные нарушения осанки ребенка могут привести к более серьезным последствиям во взрослом состоянии.
Чтобы не было проблем, следует внимательно отнестись к профилактическим мероприятиям, способным сохранить осанку ребенка правильной.
Правильной осанка считается в том случае, если наблюдаются следующие характеристики:
- расположение бедер и грудной клетки на одном уровне;
- отсутствие наклона тела в любую из сторон;
- расположение плеч на одном горизонтальном уровне с небольшим отводом их назад;
- голова немного выдвинута вперед и приподнята;
- сохранение физиологических изгибов позвоночника.
Профилактика нарушений опорно-двигательной системы состоит из ряда простых правил:
- правильно организованный сон и отдых ребенка — ортопедический матрас, подушка подходящего размера и высота;
- физическая нагрузка, активный образ жизни;
- рациональное питание;
- правильный выбор мебели для учебы и досуга.
А так как ребенок-школьник значительное время проводит за рабочим местом, как в школе, так и дома, рассмотрим этот пункт подробнее.
Какие критерии выбора правильной мебели для школьника?
К детской мебели для работы и отдыха относят письменный, компьютерный стол, парту и соответствующие этим типам мебели стулья.
Выбирая для школьника мебель, особенно обустраивая рабочее пространство в школе, следует знать основные правила выбора.
- Рабочая детская мебель должна соответствовать утвержденным стандартам по качеству и конструкции. Поэтому стоит обращать внимание на известных производителей, продукция которых зарекомендовала себя. Как, например, столы и стулья ученические здесь amf.com.ua/stulja/shkolnye/.
- Стол и стулья должны быть строго подобраны по росту ребенка.
При этом учитываются все параметры — высота самого стола и стула, расстояние между спинкой стула и краем столешницы, угол наклона столешницы. Поэтому вся школьная мебель имеет цветовую маркировку согласно ростовым группам учеников:
- 1 группа (рост ребенка от 1 м до 1 м 15 см);
- 2-ая (рост в пределах 1 м 15 см — 1 м 30 см);
- 3 группа (1 м 30 см — 1 м 45 см);
- 4-ая (для детей ростом от 1 м 45 см до 1 м 60 см);
- 5 ростовая группа (1 м 60 см — 1 м 75 см);
- 6-ая (от 1 м 75 см).
- При покупке новых школьных парт и стульев руководству необходимо точно знать потребность учебного заведения в мебели разных ростовых групп и придерживаться этого критерия. Для школы выбирается чаще всего мебель 3-5 групп.
- Каждый рабочий кабинет в школе должен быть оснащен партами, школьными стульями, как минимум, 2-3 ростовыми группами. А их расположение в помещении осуществляться по возрастанию от доски к противоположной стене.
- Допустимо использование в школах регулируемых по росту столов, парт и стульев.
- В школьных кабинетах запрещается использовать табуреты и другую мебель для сиденья без спинки.
- Ученические столы, парты, стулья должны быть высокого качества и сохранять свойства при длительной эксплуатации. Дополнительные необходимые характеристики — легкость в уходе, простота в ремонте, замене фурнитуры и элементов.
Помимо правильного выбора школьной мебели для сохранения осанки ребенка необходимо научить школьника правильному расположению за рабочим местом:
- При сидении за столом согнутые ноги в коленях должны образовывать прямой угол, стопы стоять полностью на полу;
- Спина ровная, грудная клетка не соприкасается со столешницей (расстояние до края примерно равно ширине ладони).
Здоровья детям и успехов в школе!