Индийская Культура отличается особым колоритом и самобытностью. Эти качества в полной мере отобразились в кинематографе Индии. Некоторые знатоки критично относятся к Болливуду: слишком наигранно, нереалистично, поют, когда нужно плакать, танцуют, когда нужно драться. Тем не менее индийская киноиндустрия одна из крупнейших в мире. На болливудских студиях выпускают около двух тысяч картин в год — больше, чем в Голливуде. Почему зрители так полюбили «Jimmy Jimmy Aaja Aaja» и что такое фильмы масала.
Уже не «Танцор диско»
«Индийские фильмы сейчас выглядят не совсем так, как во времена «Зиты и Гиты», и некоторых поклонников это расстраивает», — говорит кинокритик Анна Кукулина.
По ее словам, Болливуд приходит к западному формату, которому долгие годы пытался не подражать. Но, хотя режиссеры снимают реалистичное кино (триллер «Розовый», боевик «Дангал»), от песен и танцев до конца не отказываются — даже в драмах и детективах они есть.
Все-таки «индийский фильм без музыки — это аномалия», — отмечает Шубхра Гупта, автор книги «50 фильмов, изменивших Болливуд, 1995-2015 годы».
Правда, сейчас больше электроники, рок-ритмов. «Мелодии «вестернизированные». А если композиторы работают на основе классической индийской музыки, то либо прямо в русле вековых традиций, либо как-то уж сильно перекручивают с современными направлениями», — поясняет Анна Кукулина.
Кто это смотрит
Болливудское кино, так же, как китайское, корейское, японское и бразильское, прекрасно вписывается в общий тренд — разнообразие. Тем, кто не хочет смотреть голливудский мейнстрим, есть из чего выбрать. «Некоторые предпочитают индийские фильмы. Они экзотичны, но понятны, эмоциональны и красочны. Ну и многие, конечно, любят музыку», — считает кинокритик.
Несмотря на интернет-троллей, которые создают целые подборки с комичными сценами, поклонники у болливудских картин есть во всем мире.
Но основной спрос — внутри страны. Население Индии — полтора миллиарда, этого хватает для развития кинобизнеса. В Мумбае ежегодно выпускают от полутора до двух тысяч фильмов (в Голливуде около тысячи). Для примера: в 2018-м кассовые сборы в стране достигли рекордных 1,4 миллиарда долларов, при этом на голливудские картины приходилось только десять процентов продаж билетов. Эта цифра немного выросла в 2019-м из-за успеха «Мстителей: Финал».
«После тяжелого дня нам нравится прятаться от суровой реальности и наблюдать, как молодые люди на экране хотят стать героями, влюбленные — воссоединиться, а старшие мечтают, чтобы их ценности переходили из поколения в поколение. Все это случается только в стереотипных фильмах Болливуда. Они идеально вписались в уклад нашей жизни», — отмечает на форуме об индийском кино зритель Сатаник Гангули.
За пределами страны, по словам Анны Куклиной, такие картины смотрит прежде всего диаспора, а также близкие по менталитету и эстетике страны Центральной и Юго-Восточной Азии и Китай.
Ностальгия
В США, Европе и России болливудские фильмы выбирают в основном из-за симпатии к определенным актерам, красочным танцевальным сценам и разноцветным сари.
В нашу страну индийское кино пришло в 1950-е и стало редкой возможностью для советских людей прикоснуться к чему-то экзотическому — хотя бы через экран. «Бродяга», «Бобби», «Танцор Диско», «Зита и Гита» — эти картины многие до сих пор пересматривают с чувством ностальгии.
«Индийские фильмы старомодны и они про любовь. В них показана чистая романтика между мужчиной и женщиной. Он — герой, а она — прекрасная принцесса, которую необходимо спасти», — пишет на кинофоруме в Сети зритель Анатолий Дащенко.
Не как все
Кино в Индии всегда развивалось по собственному сценарию. Даже когда страна была британской колонией (с 1858 по 1947-й), там снимали самобытные ленты. Например, по мотивам древнеиндийских эпосов вроде «Махабхарата» или «Рамаяна». Первый полнометражный индийский фильм «Раджа Харишчандра», вышедший в 1913-м, основан как раз на этих произведениях.
В 1950-1960 годах на местных киностудиях стали делать много реалистичных фильмов: об отношениях с Пакистаном, о борьбе за независимость от англичан, о социальных проблемах.
Но в начале 1970-х в моду вошли масала (направление, названное в честь популярной смеси специй). В этих картинах режиссеры, чтобы добиться вау-эффекта, сочетали сразу несколько жанров: боевик, комедию, романтику, драму или мелодраму. Первым таким проектом стала лента 1973 года «Найти друг друга». После ее успеха масала были в тренде почти 50 лет. Благодаря им прославились многие болливудские суперзвезды. И именно эти картины так полюбили советские зрители. Источник
Читайте также: 5 голливудских актеров получивших самый большой гонорар