Ежедневно водители, путешествующие в городских агломерациях, где интенсивность движения самая высокая, сталкиваются с пробками. Теоретически наиболее выгодным решением этой проблемы является увеличение пропускной способности дорог, например, за счет добавления новых полос движения. Однако практика показывает совершенно иное, что объясняет, в том числе, Закон Льюиса-Могриджа. Так что же можно сделать, чтобы устранить пробки?
Почему в городах пробки
В поисках ответа на этот вопрос стоит обратить внимание на несколько городских и инфраструктурных аспектов:
- Депопуляция центров городов. Население все больше путешествуют на машинах, потому что живут все дальше от центров городов. Пригороды, которые от этого выигрывают, развиваются очень быстро за счет снижения затрат на покупку недвижимости. Однако развитие пригородов не идет рука об руку с инвестициями в общественный транспорт. Поэтому жители застряли на своих машинах.
- Решающего изменения в приоритетах инвестиций в инфраструктуру и ориентации на устойчивый транспорт по-прежнему нет. Мы инвестируем в дороги вместо общественного транспорта или велосипедного движения, что является недальновидным решением.
- Отсутствие эффективной альтернативы автомобильному транспорту – ограниченная сеть общественного транспорта, автобусы, стоящие в пробках, небольшое количество велосипедных дорожек. Трудно винить водителей в том, что они привыкли пользоваться автомобилями, поскольку реальной альтернативы этому виду автомобильного транспорта нет.
Теорема Льюиса-Могриджа
Проблема пробок является предметом анализа многих ученых со всего мира. Среди них стоит обратить внимание на два имени английских специалистов по дорожному движению: Дэвида Льюиса и Мартина Могриджа. Результаты их исследований привели к формулировке теоремы Льюиса-Могриджа, которая предполагает, что расширение дорог, то есть увеличение их пропускной способности, не приводит к уменьшению чрезмерного дорожного движения.
Напротив. Сглаживание трафика длится всего несколько месяцев. По прошествии этого времени поток транспортных средств увеличивается настолько, что пробки возобновляются. Новые дорожные инвестиции побудят людей переключиться с общественного транспорта на автомобили.
Инвестиции в устойчивый транспорт
Так что же нужно сделать, чтобы уменьшить нагрузку от пробок в городе и повысить свободу передвижения транспортных средств? Решение можно увидеть в других европейских агломерациях, таких как Копенгаген, Осло и Амстердам. Это самые важные аспекты:
- Развитие сети общественного транспорта – повсеместная доступность скоростного общественного транспорта укрепит его позиции как альтернативы автомобильному движению.
- Инвестиции в подвижной состав – современный, комфортабельный подвижной состав повышает комфорт вождения и побуждает людей отказываться от автомобилей в пользу общественного транспорта.
- Снижение расходов на общественный транспорт – дешевые билеты являются дополнительной мотивацией пользоваться услугами общественного транспорта.
- Развитие сети велодорожек – популяризация двухколесного транспорта позволяет существенно сократить пробки. В Амстердаме более 40% поездок совершаются на велосипеде.
- Строительство комплексных пересадочных пунктов – расширение пригородов увеличивает необходимость создания пересадочных узлов, которые позволят оставить машину на буферных стоянках и продолжить путешествие на общественном транспорте.
Ограничение возможности въезда в центры городов – радикальное, но эффективное решение – введение платы за въезд в центры городов. Эту модель можно встретить во многих агломерациях Западной Европы и Скандинавии.
Проблема пробок не решится быстро хотя бы потому, что расширение дорог – это путь в никуда, что подтверждает теорему Льюиса-Могриджа. Эффективным способом сокращения дорожного движения является популяризация альтернативных видов транспорта. Еще один велосипедист – на одну машину меньше на дороге.
Читайте также: Дорожный развод: 5 автоподстав, которые могут случиться с каждым водителем