Внедорожники могут пригодиться охотникам, путешественникам, людям с затрудненным доступом к участку или просто всем, кто любит погонять по бездорожью. К сожалению, новые модели этого типа дороги и на рынке их относительно немного. Мало кто может позволить себе купить новый Toyota Land Cruiser или Land Rover Discovery, не говоря уже о Mercedes G-класса. Тем более, что такой новый, дорогой и блестящий автомобиль просто жалко испачкать или поцарапать в грязи и между деревьями.
Это означает, что подавляющему большинству людей, интересующихся бездорожьем, приходится выбирать из автомобилей со вторичного рынка. Предложение подержанных внедорожников богато, но у многих из них тяжелое прошлое. Помимо возраста, их часто раздражают последствия многих небрежностей предыдущих владельцев, которые перегружали свои автомобили и не обеспечивали их должным обслуживанием. К сожалению, правильная эксплуатация внедорожника сложнее и дороже, чем легковушки.
Как распознать подержанный экземпляр
Прежде всего предупреждаю, что обращу внимание только на серьезные механические проблемы, с которыми можно столкнуться при просмотре такого автомобиля. Да, поцарапанное ветками лакокрасочное покрытие – весьма распространенный признак износа внедорожника, как и потрескавшийся пластик кабины и запачканный грязью салон.
За исключением того, что царапины обычно можно удалить с помощью мелка или полировочной пасты, а внутреннюю часть очистить (лучше всего использовать шампунь для обивки). Такие дефекты не влияют на управление автомобилем и должны иметь второстепенное или даже третичное значение для внедорожника. Важно другое.
Привод внедорожника
Самое главное в автомобиле 4х4 – это привод, ведь такие модели покупают, потому что они имеют полный привод. К сожалению, приводы большинства типов сложны и подвержены сбоям. Бывает, что люди, покупая внедорожник, не проверяют, работает ли привод, и только при езде по грязи узнают о его выходе из строя.
Если у данной модели есть блокировки дифференциалов, то при осмотре можно «отщелкнуть драйв» и попробовать развернуться на асфальте. При этом заметные подергивания руля не означают проблемы – совсем наоборот. Если чувствуется сопротивление, скорее всего, привод и блокировки работают.
Также полезно посмотреть со стороны, как водитель динамично движется по скользкому покрытию (зимой по снегу, летом по гравию). Следует наблюдать, равномерно ли работают обе оси — разумеется, в зависимости от типа привода (постоянный, подключаемый и т. д.).
Явным признаком износа автомобиля также являются утечки, например, из дифференциала или коробки передач. Чтобы их обнаружить, лучше всего заглянуть под машину, например, на подъемник или в канал. Кстати, можно проверить, есть ли в машине карданный вал. Некоторые модели могут ездить даже без него.
Рама и ржавчина
Конечно, на рынке есть модели внедорожников без рамы, например, последний Mitsubishi Pajero. Однако подавляющее большинство таких моделей являются каркасными. И это хорошо, ведь такая конструкция положительно сказывается на долговечности и прочности автомобиля в полевых условиях. Только вот в старых моделях рама «любит» ржаветь.
Если рама сильно проржавела (осмотреть ее стоит после постановки машины на подъемник), от такого экземпляра наверняка ничего не останется. Экономить имеет смысл только в случае с редкой, исторической моделью. В обычных автомобилях рама ремонту не подлежит, а ездить с проржавевшей опасно.
Коррозия других элементов не такая уж большая проблема. Двери или пороги можно заменить, а когда ржавчина только начинает атаковать, ее можно побороть наждачной бумагой, шлифовальной машиной и лаком.
Ходовая часть
Детали подвески внедорожника имеют особенно тяжелую жизнь. К счастью, их можно заменить, но если заменяется весь «шарнир» в данном экземпляре, то затраты высоки. Также это может свидетельствовать о том, что кто-то просто не ухаживал за машиной и другие проблемы вскоре увидят свет.
Стоит убедиться, что амортизаторы не имеют течи. Также следует проверить состояние пальцев поперечного рычага, а если на машине есть пружины… они тоже могут сломаться. Проверим лопасти, бамперы и втулки.
Что еще стоит проверить
Обойдем машину и проверим состояние шин – у внедорожника они особенно уязвимы к повреждениям. Конечно, шины можно заменить, но если машина долго ездила с поврежденными, это могло сказаться на состоянии полного привода. А это многое говорит об отношении владельца к машине.
Также следите за радиаторами – во многих автомобилях этого типа они имеют трещины, что может привести к перегреву двигателя. После покупки стоит не забыть поменять масла и фильтры, а также ремень ГРМ.
Читайте также: Почему не стоит покупать битую машину