Реставраторы приступили к изучению «Портрета Матеу Фернандеса де Сото». Пабло Пикассо написал этот портрет в 1901 году, когда ему было 19 лет. На картине изображен его друг, скульптор Матеу Фернандес де Сото. Работа была создана, когда молодой Пикассо приехал в Париж из Испании и писал картины для своей первой парижской выставки.
Первоначально он писал картины в импрессионистском стиле, но вскоре сменил палитру на более меланхоличную, что ознаменовало начало докубистского «голубого периода» в его творчестве, длившегося с 1901 по 1904 год.
На это изменение образов напрямую повлияло самоубийство другого друга, Карлоса Касагамеса, в начале 1901 года. Пикассо устроил свою студию в комнатах, где жил Касажемес в Париже. И там он нарисовал портрет нового соседа де Сото по комнате.
Портрет Матеу Фернандеса де Сото задумчиво сидит за столом. Голубой тон композиции усиливает впечатление грусти и меланхолии, размышления о жизни. На заднем плане, на внутренней стене, находится картина со сценой траура, отсылающая к смерти Касагемеса.
Раскрыта загадочная модель
Исследователи проанализировали портрет де Сото с помощью рентгеновских и инфракрасных фотографий и обнаружили закрашенную фигуру женщины, созданную несколькими месяцами ранее. Барнаби Райт, заместитель директора Галереи Курто, так комментирует открытие: «Мы давно подозревали, что за портретом де Сото скрывается еще одна картина, поскольку на поверхности работы имеются несомненные следы и фактура чего-то находящегося под ней.
Теперь мы знаем, что это женская фигура. Вы даже можете начать различать его форму, глядя на изображение невооруженным глазом. То, как Пикассо работал над преобразованием одного образа в другой и изменением стиля, определяет его искусство и помогает ему стать одним из гигантов в истории искусства. Все начинается с такой картинки».
Исследователи не уверены в личности женщины: была ли она подругой или любовницей художника или же анонимной моделью? Ее характерная парижская прическа, модная на рубеже XIX и XX веков, с волосами, собранными в пучок, напоминает другие персонажи со знаменитых картин Пикассо того периода, таких как «Пьющая абсент» (Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге) или «Женщина со скрещенными руками» (Государственный художественный музей в Базеле).
Почему Пикассо отказался от своей первоначальной идеи? В юности у него не было денег, и, вероятно, он не мог позволить себе купить новые материалы. Исследования показывают, что он неоднократно переделывал холст, поэтому нельзя исключать и другую теорию. Во время экспериментов его интересовал процесс преобразования одного изображения в другое.
Коллекция Швейцарии и Лондона
«Портрет Матеу Фернандеса де Сото» был приобретен в 1935 году Оскаром Рейнхартом для своей швейцарской коллекции. В настоящее время выставка в галерее Курто в Лондоне представляет 20 разнообразных работ из его коллекции, уделяя особое внимание эволюции художественных приемов от Гойи до импрессионизма. На выставке в Лондоне вы сможете увидеть, среди прочего: брутальный «Натюрморт с тремя стейками из лосося» Гойи, работы Ван Гога, написанные в Арле после нервного срыва рядом с провансальскими пейзажами Сезанна, сцены кабаре в стиле эпохи Анри де Тулуз-Лотрека или импрессионистские картины Моне и Ренуара.
Вся коллекция Оскара Рейнхарта в Винтертуре, Швейцария, насчитывает более 200 произведений искусства — от старых мастеров до ведущих представителей импрессионизма. Рейнхарт (1885–1965) — коллекционер и богатый торговец, создавал ее параллельно с коллекцией Сэмюэля Курто, основателя Института искусств Курто в Лондоне. У них были схожие художественные вкусы, поэтому нынешняя выставка также дает возможность сравнить швейцарскую коллекцию Рейнхарт с британской постоянной коллекцией Галереи Курто. Выставка в галерее Курто в Лондоне продлится до 26 мая.
Читайте на тему: Шедевры графики: Шагал, Пикассо и Дали