Бюджетному марафону в Украине дан старт. На этой неделе украинское правительство обнародовало проект главного финансового документы страны на 2022 год. По своей сути законопроект практически ничем не отличается от прошлогоднего и нынешнего бюджетов.
«Стандартный бюджет бедного аграрного государства. Никакого экономического прорыва, упора на развитие промышленности в проекте бюджета на следующий год нет, как их не было и в этом, и в прошлом году», — говорит аналитик института Growford Виктор Скаршевский.
200 гривен к минимальной зарплате
Стоит отметить, что в бюджете-2022 предусмотрен очень скромный рост минимальной зарплаты (всего на 200 гривен, до 6,7 тысяч) и пенсий (стандартная индексация плюс небольшое повышение выплат для отдельных категорий пенсионеров).
Также правительство снова не решилось повысить прожиточный минимум до реального уровня (а это уже порядка 5 тысяч гривен в месяц). Напомним: повышение прожиточного минимума откладывается уже несколько лет подряд. Бюджетный комитет дает рекомендации Кабмину рассмотреть этот вопрос, но с «учетом доходов бюджета», а их постоянно не хватает.
В Минфине «похвастались» увеличением финансирования на медицину — плюс больше 30 млрд. Но по факту этого все равно мало — на программы по медгарантиям может не хватить порядка 100 млрд гривен. Зато щедрое финансирование обещают армии, силовым структурам и госаппарату.
Понятно, что это пока лишь проект, и он будет дорабатываться. «Но, как показывает практика прошлых лет, макроэкономические показатели в ходе работы над проектом в целом меняются незначительно. К примеру, в прошлом году доходная и расходная части изменились в среднем на 2-3%», — добавил Скаршевский.
Впрочем, могут быть более существенные изменений в структуре распределения доходной части. И сейчас в Раде начинается самое интересное — торги за бюджет.
«Не случайно же в нынешнем проекте, как и в проектах за последние годы к первому чтению статьи на социально-экономическое развитие регионов, или как ее еще называют, на «хотелки» депутатов-мажоритарщиков, нет. Она появляется уже ко второму чтению и является дополнительным аргументом для депутатов — почему нужно проголосовать за бюджет. Думаю, в этом году пойдут по такой же схеме», — отмечает Скаршевский.
Без новых налогов и амнистии капитала
Мы уже писали об основных показателях госбюджета на следующий год. Вкратце напомним главные цифры:
- Рост ВВП — на 3,8%, курс доллара — 28,6 гривен (что примерно на 20 копеек выше, чем сейчас), инфляция — 6,2%, дефицит бюджета — 3,5%, что на 2% ниже, чем в 2021 году.
- Общие доходы бюджета вырастут на 161,7 млрд — до 1,277 трлн.
- Расходы бюджета вырастут на 105 млрд — почти до 1,46 трлн.
Важное уточнение: нынешний проект бюджета верстался на действующей налоговой базе, без учета ее возможных изменений, которые прописаны в скандальном законопроекте 5600 (уже принятом в первом чтении).
Этот проект как раз сейчас готовят в комитете Рады ко второму чтению, в него вносят массу правок и что получится на выходе пока неясно.
Как отметил, презентуя бюджет Сергей Марченко, проект 5600 не учитывали, но его принятие даст к доходной части бюджета дополнительно порядка 30 млрд гривен.
Доходы и долги
Доходная часть бюджета составит почти 1,3 трлн, что на 161,7 млрд больше, чем в этом году. Как указано в пояснительной записке к проекту, показатели по доходам учитывают продления взимания военного сбора, ежеквартальное начисление и уплата налога на прибыль предприятиями с годовым доходом выше 40 млн гривен, ренты на добычу (95% в госбюджет и 5% — в местные), акцизного сбора и т.д.
Как пояснил Сергей Марченко, увеличение доходной части во многом обеспечит рост поступлений по НДС, борьба со схемами и контрабандой.
НДС (в том числе, импортный) по-прежнему остается одним из главных наполнителей доходной части бюджета — больше 560 млрд гривен. Еще порядка 36 млрд — ввозная пошлина. То есть, как и ранее, бюджетные доходы сильно зависят от импорта, — отмечает Скаршевский.
Что касается внешних заимствований, то в проекте бюджета ожидается около 3 млрд долларов от МВФ в следующем году.
«Так как вся программа с МВФ у нас — порядка 5 млрд, а 2,1 млрд мы уже получили в прошлом году, то остается как раз 3 млрд. И раз ждут их в следующем году, значит, в этом уже рассчитывать не на что», — заметил Скаршевский.
Еще 1,5 млрд долларов Кабмин рассчитывает получить за счет размещения евробондов, и 420 млрд гривен — за счет внутренних займов, то есть, ОВГЗ.
Общая долговая нагрузка при этом снизится на 9%, — похвастались в Минфине. Речь идет о снижении показателя госдолга к ВВП (он составит 57,6%)
Хотя, как отмечает Скаршевский, это лишь значит, что под давлением инфляции ВВП растет быстрее, чем долги, поэтому об избавлении от рекордных долгов пока говорить рано. В следующем году на погашение и обслуживание госдолга потратят 575 млрд гривен.
Зарплаты, пенсии, субсидии
Что касается зарплат, то они, судя по проекту бюджета, в следующем году существенно расти не будут. Минимальная зарплата увеличится только на 200 гривен — до 6,7 тысяч.
Зарплаты бюджетникам вырастут на процент инфляции — 6,2%. Так, должностной оклад работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки составит с 1 января 2022 года 2893 гривны, с 1 октября — 2982 гривны.
Статья, которая интересует многих украинцев и реально будет влиять на их качество жизни, — социальной и пенсионное обеспечение.
Сразу отметим, что коллапса Пенсионного фонда, на который то и дело намекают власти, в 2022 году не ожидается. Но ситуация ухудшается.
Бюджет ПФ станет еще более дефицитным. Если в этом году на его покрытие из госбюджета запланировано 195 млрд, то в следующем — уже. 200,6 млрд.
При этом, как говорит Скаршевский, ПФ уже стал хроническим должником Госказначейства, то есть, денег на пенсии все равно не хватает.
Есть и дополнительные риски на следующий год. Если будет проведен перерасчет пенсий экс-военным (а уже есть решение Верховного суда по этому поводу), придется отдавать долги с 2019 года, а это в общей сумме — почти 65 млрд гривен. При этом на доплаты по военным пенсиям в бюджете ПФ заложили только немногим более 10 млрд.
Что касается «обычных» пенсий, то по ним меняется немногое. В проекте бюджета зафиксировали увеличение прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц (к которому привязаны минимальные пенсии) на 159 гривен до конца года — до 2093 гривен.
1 марта 2022 года будет проведена традиционная индексация пенсий (по формуле 50% от инфляции и роста средней зарплаты за прошлый год, то составит порядка 11-12%), но она не коснется порядка 2 млн пенсионеров.
Армия и дороги
При этом традиционно щедрое финансирование пойдет силовикам:
- Министерству обороны запланировано в 2022 году — почти 131 млрд (в этом — 117,6 млрд).
- На СБУ финансирование увеличится с 15 до 16 млрд гривен.
- Офис Генпрокурора получит около 13,6 млрд вместо 11,5 млрд в этом году.
Расходы на антикоррупционные органы вырастут на 300 млн — до 6 млрд. При этом, как отмечает Скаршевский, с 2015 года, за все годы борьбы с коррупцией, на эти органы потратили порядка 500 млн долларов, а в бюджет они вернули всего 30 тысяч долларов «коррупционных» денег. «То есть, эффективность деятельности антикоррупционеров — минимальная, тогда как обходятся они бюджету достаточно дорого», — говорит Сеаршевский.
Мовному омбудсмену добавят 5,3 млн гривен (увеличение до 23 млн). 100 миллионов уйдет на президентский университет.
Большое строительство в следующем году будет набирать обороты. На него планируется 124,1 млрд., что на 200 млн больше, чем в этом году. При этом больше 40 млрд — это кредитные средства и средства МФО под госгарантии.
«Стоит отметить, что только на выплату процентов по старым строительным кредитам бюджет потратит в этом году порядка 5 млрд гривен, а в следующем — 15 млрд. То есть, большая стройка дорого обходится налогоплательщикам», — добавил Скаршевский.
Зато огромные строительные бюджеты позволяют строить доходные схемы и выводить миллиарды. Источник
Читайте также: Дыра в бюджете: зачем правительство строит пирамиду ОВГЗ