Летом от главы украинского МИДа Кулебы прозвучало предложение к США, об инвестициях в строительство в Украине инфраструктуры по производству водорода и его транспортировки в ЕС. А 6 июля глава украинской ГТС Сергей Макогон заявил, что газотранспортная система Украины не останется без дела даже в случае, если Россия откажется использовать её для транспортировки газа в ЕС. А в качестве одной из альтернатив была предложена именно транспортировка водорода.

водородный терминал

На пути к водородному будущему

Эксперты Hydrogen Council полагают, что к 2050 году при сжигании водорода будут получать 18 % всей энергии в мире, причём его годовое потребление возрастёт с нынешних 100 миллионов тонн до 370, а 2100 году – до 800 миллионов тонн.

Путь этот будет непростым. Потребуются не только технологии как можно более дешёвого производства водорода, но и создание инфраструктуры по его транспортировке: трубопроводы, танкеры, водородные терминалы, АЗС и многое другое.

Существуют и чисто технические проблемы. Водородному транспорту ввиду низкой плотности данного газа потребуются существенно большие баки. Кроме того, водород горит при гораздо большей температуре (2800), чем метан (2000 градусов), что потребует массового использования более жаропрочных материалов.

Также из-за высокой взрывоопасности водорода при обращении с ним требуется существенно более высокий уровень безопасности. Над решением этих и других проблем инженерам ещё предстоит поломать головы.

Всё это требует денег, и немалых. Но правительства многих стран мира готовы вкладывать их уже сейчас. Государственные программы развития водородной энергетики имеются в США, ЕС, Китае, Японии, Индии и России.

Наш северный сосед, к примеру, планирует к 2024 год поставлять на экспорт до 33,4 миллионов тонн водорода, а к 2030 году занять не менее 20% мирового рынка данного вида топлива. Развивать водородную энергетику планируют в первую очередь на Дальнем Востоке: в Хабаровском крае, на Камчатке и Сахалине.

Евросоюз планирует увеличить мощность установок по производству водорода с нынешних 0,1 до 6 гигаватт уже к 2024 году, к 2030-му выйти на показатель в 40 гигаватт, а в 2050 иметь в распоряжении до 500 гигаватт мощности.

В целом объём инвестиций в водородную энергетику в мире до 2050 года оценивается примерно в 500 миллиардов долларов.

Как водород изменит мир

Учёные уже называют происходящие процессы предвестником новой энергетической революции, которая изменит мир не меньше, чем переход с угля на нефть в первой половине XX века или массовое распространение атомной энергетики во второй его половине. И не исключено, что изменения будут даже более масштабными.

Наиболее перспективные электролизные технологии производства водорода делают его возможным практически где угодно, где есть вода, причём даже её не требуется какое-то запредельное количество, и эта вода может быть как пресной, так и солёной.

А если предположить, что водородные электролизёры будут питаться от солнца и ветра либо от компактных ядерных установок (их разработка – ещё один мировой тренд, о котором мы расскажем в другом материале). То вопрос обеспечения энергии вообще утратит или по крайней мере существенно ослабит свою привязку к географии. Существующее сегодня положение вещей, когда вся мировая геополитика во многом крутится вокруг месторождений углеводородов и путей их доставки, уйдёт в прошлое.

Что придёт ей на смену? Некоторые футуристы уже высказывают опасения относительно возможной атомизации человечества, распаде современного глобального общества, связанного воедино энергетическими артериями, на множество практически автономных в энергетическом смысле коммун.

Водород и Украина

На фоне вышеизложенного разговоры о том, что украинскую ГТС можно будет использовать в качестве средства транспортировки водорода в случае, если введение в строй «Северного потока – 2» лишит Украину транзита газа, на полном серьёзе, пожалуй, воспринимать не стоит. Т

Глава ГТС Сергей Макогон  сравнил переоборудование ГТС под транспортировку водорода с пересборкой самолёта прямо в полёте. А расходы, связанные с таким перепрофилированием украинской трубы, оцениваются в 500 миллионов долларов.

Как бы там ни было, вряд ли миру понадобятся подобные мощности по транспортировке данного энергоносителя до 2050 года. А до этого времени без эксплуатации украинская ГТС, лишись она работы, может попросту не дожить.

Так что всё следует воспринимать исключительно как попытку в отчаянии запрыгнуть на подножку уходящего водородного поезда. И это при том, что поезд этот пока спокойно стоит у перрона, а билеты на него свободно продаются в кассе – надо их лишь купить!

По сути же у Украины есть всё для того, чтобы стать видным игроком рынка водородной энергетики. 15 энергоблоков АЭС общей мощностью в 13,8 гигаватта, из которых реально используются не более 9. Плюс — 10 гидроэлектростанций общей мощностью в 4,5 гигаватта, из которых на практике используется лишь порядка 3,5. Вот вам уже около 5 гигаватт электроэнергии, которые можно было бы, хоть сегодня пустить на производство водорода.

Кое-что в этом смысле уже делается. Так, компания «Водород Украины» заявила о строительстве в следующем году завода по производству водорода в Рени. Однако, частными инициативами ограничиваться не стоит. Если Украина действительно хочет принять участие в водородной гонке, то развитие этого сектора экономики должно получить государственную программу по поддержке, координации и субсидированию.

Тем паче, что возможности для реальной, а не показушной интеграции в мировую экономику в нашей новейшей истории открываются нечасто. И упускать одну из них попросту непростительно. Источник

Читайте также: Украинский водород: Германия предложила Украине сделку

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here