Украина взяла на себя новую порцию обязательств в обмен на получение денег. В конце июля глава Минфина Сергей Марченко и новый руководитель Нацбанка Кирилл Шевченко от имени правительства подписали в Брюсселе меморандум с ЕС о выделении Украине макрофинансовой помощи в размере 1,2 млрд евро. Но до последнего времени об условиях меморандума было известно лишь в общих чертах, и только сейчас появился полный текст соглашения, который опубликовали журналисты «Украинских новостей».

чиновники

Как оказалось, кредит на 15 лет под низкие проценты (0,125% годовых), мы сможем получить под несколько условий. В частности, прописаны вопросы зарплат членов набсоветов госкомпаний, рынок газа для населения, медицинские закупки и др.

Часть из них перекликается с теми, что уже заложены в меморандуме с МВФ, часть — содержат новые нюансы. Меморандум получит законный статус лишь после того, как его ратифицирует парламент, для чего планируется созыв внеочередного заседания Рады приблизительно в 20-х числах августа

Миллиард на коронавирус

Макрофинансовую помощь от Евросоюза Украина получала и раньше. Было уже четыре подобных программы. Последний транш в размере 500 млн наша страна получила в июне этого года. Всего с 2014 года финансирование составило порядка 3,7 млрд евро.

Еще в мае Евросоюз согласовал новую программу — это специальная макрофинансовая помощь для стабилизации экономики в связи с пандемией. Украина вошла в список 10 стран, которые получат деньги от ЕС (в перечне также Грузия, Молдова, Балканские страны). Общее финансирование составит 3 млрд евро, но самую большую сумму — 1,2 млрд — Евросоюз выделил нашей стране. Для сравнения: Грузия получит лишь 150 млн, а Молдова — 100 млн.

Кредит рассчитан на 15 лет под очень низкий процент — 0,125% годовых. Стоит отметить, что от согласования макрофинансовой помощи до подписания меморандума прошло достаточно много времени, больше двух месяцев. ЕС тянул с меморандумом, пока не стало понятно, что наша страна будет и дальше продолжать сотрудничество с МВФ. Это обязательное условие получения нового кредита от Евросоюза.

Деньги от ЕС напрямую перечислят в бюджет и, как сообщили в правительстве, они пойдут  на поддержание макроэкономической стабильности и реформ.

«На самом деле речь идет о банальном финансировании дефицита бюджета. Ни о каких инвестиционных программах или поддержке бизнеса речь не идет. Кредит от ЕС попадет в «черный ящик» бюджета и оттуда направится либо на финансирование долгов, либо на покрытие срочных бюджетных выплат, скажем по социалке. То есть деньги уйдут банально на проедание. В том числе, так как это общий котел бюджета, не исключено их коррупционное освоение», — считает экономист Виктор Скаршевский.

«Это своего рода дополнительная «финансовая подушка» для латания дыр в госбюджете, которые быстро возникают из-за падения экономики и растущих расходов», — добавил глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Сама программа, в отличие от предыдущих, это своего рода скорая помощь для пораженной пандемией экономики. Она рассчитана всего на год (предыдущая, к примеру,  действовала 2,5 года).

Первый транш в размере 600 млн Украина получит сразу же после ратификации Меморандума (то есть в конце августа — начале сентября), остальную часть — после выполнения его условий. Таким образом, предполагается, что все прописанные в меморандум реформы мы сможем завершить в течение ближайших 12 месяцев, а если нет, то у ЕС будет повод не платить второй транш в размере 600 млн.

евросоюз

По теме: Равенства нет. Евросоюз преподал урок экономики Украине

Зарплаты в набсоветах, лекарства, газ для людей

Стоит отметить, что до последнего времени об условиях меморандума было известно лишь в общих чертах. В частности, сообщалось о четырех блоках.

  • Первый — управление государственными финансами (корпоратизация ГК «Государственные закупки», продолжение реформы налоговой и таможенной служб).
  • Второй — государственное управление и верховенство права (судебная реформа, реформа Высшего антикоррупционного суда, создание комиссии по вопросам этики при международном участии, реформа госслужбы).
  • Третий — улучшение бизнес-климата (расширение полномочий частных исполнителей, блокировка средств на банковских счетах путем предоставления разрешения на электронную связь между банками и исполнителями, постепенная ликвидация налоговой милиции и создание Бюро финансовых расследований).
  • Четвертый — секторальные реформы экономики, в частности создание независимых набсоветов в крупнейших госпредприятиях, корпоратизация госсектора и др.

«Все это есть и в меморандуме с МВФ, так что договоренности с ЕС его, по-сути, дублируют и закрепляют», — говорит Скаршевский. Впрочем, в полном тексте меморандума, который появился только недавно, все же много интересных деталей.

Напомнили об МВФ, посадили на крючок

«Меморандум с ЕС — в целом играет на «подтанцовках» с договоренностями с МВФ. Но Европа преследует и свои цели — в частности, лоббирует введение своих представителей в украинские госкомпании и высокие зарплаты для них, а также бизнес-интересы европейских газовых трейдеров. Странно, что в меморандуме нет отмены ограничений на экспорт леса-кругляка, но, очевидно, тему решили не педалировать, так как в реальности эти ограничения и так не работают, и наш лес активно отгружается в Европу», — говорит Виктор Скаршевский.

«Стратегически этот меморандум, как и меморандум с МВФ, завязан на том, чтобы не было сворачивания с того курса, который проложил Порошенко. То есть, в Украине будет продолжена так называемая политика усечения — как  бизнес-потенциала, так и социальной части. Нам еще раз дали понять, что мы не имеем права позволить себе то, что сейчас делают другие страны, — внедрять монетарные и фискальные меры для поддержки бизнеса, проводить протекционистскую политику в отношении отечественного производства и так далее», — отметил аналитик института Growford Алексей Кущ.

По словам Скаршевского, некоторые реформы, прописанные в меморандуме, нереально провести за год. С ним согласен и Ростислав Кравец. «В частности, по судебной системе и созданию независимых набсоветов госкомпаний процесс может затянуться намного дольше», — говорит он.

Это может стать формальным поводом для отказа во втором транше. В меморандуме указано, что ЕС будет вести мониторинг выполнения пунктов меморандума, и от этого будет зависеть выделения второго транша.

график

По теме: Во втором квартале экономика Украины снизится на 10%. В этом году она не восстановится – аналитика Reuters

«На самом деле все будет зависеть от того, насколько наши власти окажутся «послушными». Если, скажем, парламент все же примет  закон о локализации производства, которым уже недовольны в ЕС, это может стать причиной для отказа во втором транше, но под другим предлогом — невыполнения условий меморандума и нарушения сроков реформ», — говорит Скаршевский.

Тем более, что часто тяжело определить степень эффективности использования кредитных средств, а также их влияние на реформы, — подытожил Андрей Забловский. Источник

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here