США считают, что Пекин и Москва пытаются перекроить мировой порядок в ущерб суверенитету соседних государств. С таким заявлением выступил министр обороны США Марк Эспер. Россия и Китай с подобной позицией не согласны и утверждают, что правила игры меняют как раз в Вашингтоне.
Главные угрозы
Мир стал опасным местом — прежние правила не действуют, договоренности нарушаются и переписываются реакционерами. Так, по мнению главы Минобороны США, сейчас обстоят глобальные дела. «Современные вызовы требуют современных решений, особенно от оборонных ведомств» — с таким заявлением он выступил в начале февраля в Университете Джонса Хопкинса.
«Соединенные Штаты собираются поддержать конкурентоспособность в новую эру соперничества великих держав, где ревизионистские государства переписывают основанный на правилах мировой порядок и нормы хорошего поведения», — указал глава ведомства, уточнив, кого именно имеет в виду — Россию и Китай.
«Обе страны нарушили суверенитет своих соседей и постоянно пытаются получить стратегическое преимущество над более мелкими странами», — указывает Эспер. Пекин, по его мнению, похищает интеллектуальную собственность и пытается навязывать экономические решения и политику в сфере безопасности с помощью инициативы «Один пояс, один путь».
«Москва обратилась к гибридной войне, чтобы расширить влияние в регионе за счет стран, которые следуют букве закона, а также нарушая обязательства по договорам и прибегая к зловредным кибероперациям», — обозначил претензии Эспер.
Министр обороны США не впервые обращается к пунктам Стратегии национальной безопасности, обнародованной в 2017 году. Там Вашингтон и приводит список государств-ревизионистов, перекраивающих мировой порядок. Например, в сентябре 2019 года Россия обвинялась в «нежелании быть ответственным международным игроком», ведь она «вторглась в Грузию, аннексировала Крым, нарушила Договор РСМД и продолжает наращивать свои стратегические вооружения».
И даже на других континентах, например, в Венесуэле, заявил тогда американский министр, Москва создает альянсы с «дискредитированными и провальными режимами в попытке способствовать сохранению стабильности». «Короче говоря, российская внешняя политика продолжает игнорировать международные нормы», — отмечал министр.
Спор о том, кто именно их нарушает, игнорирует и навязывает свои правила другим, ведется уже не первое десятилетие. Да и о возникновении на карте мира новых центробежных сил и полюсов влияния говорилось задолго до появления последней Стратегии национальной безопасности США.
К очевидной многополярности
«Предлагавшийся после холодной войны однополярный мир не состоялся. Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна»,— говорил Владимир Путин на Мюнхенской конференции по безопасности еще в 2007-м. Тогда он раскритиковал существующий мировой порядок, высказался о невыполнении обязательств со стороны НАТО, пренебрежении Соединенными Штатами международным правом.
Слова российского лидера вызвали бурю возмущения. СМИ писали, что на Западе такими заявлениями хоть и шокированы, но речь дала толчок объединению лидеров НАТО — впервые за долгие годы.
Однако спустя десять лет один из этих лидеров — канцлер ФРГ Ангела Меркель — уже сама говорила о мультиполярном мире, в котором «у таких стран, как Китай и Индия, есть свои геостратегические цели». Тогда же, после выхода США из Парижского соглашения по климату, представитель Франции в ООН Франсуа Делатр заявил о «рождении мультиполярного мира». О необходимости крупных стран адаптироваться к многополярности и появлению новых полюсов силы, региональных держав, крупных экономик говорят эксперты и политики в аналитических центрах и на конференциях по всему миру.
Президент России Владимир Путин во время выступления на 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007
«Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста неизбежно конвертируется в политическое влияние и будет укреплять многополярность», — сейчас фраза Владимира Путина, сказанная в 2007-м, вряд ли вызвала бы недоумение у европейского и американского истеблишмента. К тому же именно это, согласно Стратегии национальной безопасности, сегодня больше всего и волнует Вашингтон. И если с Россией отношения у Запада простыми не были никогда, то Китай перешел в разряд противников куда более неожиданно.
От любви до ненависти 11 стратегий
Соединенные Штаты и Китай пошли на сближение в начале 1970-х. Первым американским лидером, который, по собственному выражению, осуществил личную мечту и побывал в Китайской Народной Республике, стал Ричард Никсон. Он был ярым противником коммунизма, поэтому его встречу с Мао Цзэдуном можно назвать настоящим проявлением американского прагматизма во внешней политике.
Чуть позже, к началу 1980-х, китайское руководство дало старт политике реформ и открытости. На Западе были уверены — после смерти Мао Китай двинется в сторону демократизации и либерализации. В стратегии нацбезопасности Рональда Рейгана говорилось о «способствовании установлению близких отношений с КНР». «Важность Китая говорит сама за себя», — отмечалось тогда в документе.
Кровавый разгон студентов-демонстрантов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году показал, что этот путь будет более тернистым. Тем не менее, как сообщает источник, рыночные реформы в рамках «социализма с китайской спецификой» продолжились, и в начале 1990-х в Вашингтоне еще верили, что изменения в Китае неизбежны. При Джордже Буше — старшем Поднебесную считали страной, которая наряду с США «внесла огромный вклад в региональную стабильность и глобальный баланс сил».
О необходимости сотрудничать с КНР, дабы страна стала более открытой, глобальной и демократичной, говорилось в стратегиях нацбезопасности Билла Клинтона, Джорджа Буша — младшего и Барака Обамы с 1994-го по 2010 год.
В стратегии Обамы 2015 года подъем Китая уже описывали как «способный повлиять на будущее отношений между сильнейшими странами». Появилось и упоминание принципов свободного мореходства в Южно-Китайском море, где Пекин претендует на большую часть акватории в территориальном споре со странами АСЕАН. Однако и тогда в Вашингтоне «приветствовали подъем стабильного, мирного и процветающего Китая».
А в документе 2017-го Пекин уже называют противником и признают, что надежды на либерализацию «партнера» рухнули. «Китай расширял свою силу за счет суверенитета других» и «начал заявлять о своем региональном и глобальном влиянии». Как и Россия, по мнению Белого дома, Пекин «оспаривает геополитическое преимущество США и пытается изменить мировой порядок в свою пользу».
Миру мир по-китайски
КНР же придерживается внешнеполитического курса, установленного «архитектором китайской перестройки» Дэн Сяопином, согласно которому все действия страны на мировой арене должны быть не силовыми и вести к национальному экономическому развитию и процветанию.
Так, при Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао к дэнсяопиновким формулировкам добавились концепция «многополярности», «возрождения величия китайской нации», «мирного возвышения». В 2005-м Ху заявлял, что Китай готов «совместно с другими странами строить справедливый и разумный новый международный политический и экономический порядок».
От этого пути не отказался и пришедший к власти в 2012-м Си Цзиньпин. Однако если раньше Китай не решался брать на себя роль «державы-тяжеловеса» с соответствующими обязательствами, то новое поколение лидеров КНР в вопросах внешней политики оказалось жестче предшественников.
В 2017-м председатель Си объявил о «социализме с китайской спецификой в новую эпоху», на которую пришелся настоящий взрыв дипломатической активности Пекина. Теперь Китай как «приветствует у себя», так и «идет вовне»: глава государства совершил более тридцати визитов за рубеж — абсолютный рекорд.
Кроме того, Си Цзиньпин разнообразил внешнюю политику страны четырьмя новыми понятиями:
- новые отношения великих держав,
- дипломатия великой державы с китайской спецификой,
- построение глобального общества с единой судьбой,
- новый тип международных отношений.
Эксперты и правительства других стран до сих пор расшифровывают посыл председателя, однако обвинения в ревизионизме миропорядка Пекин категорически отвергает. В МИД Китая заявляли, что у США «не выйдет налепить Китаю ярлык ревизионистской державы».
КНР неоднократно утверждала, что уважает принципы международного права и Устав ООН. О торговых спорах с Вашингтоном в МИД страны говорили так: «Если США считают, что Китай нарушает правила Всемирной торговой организации, то им следует обратиться туда с жалобой. Но они не только не обратились, а решили уничтожить ВТО».
По мнению китайской стороны, Белый дом знает, что Китай так хорошо развивается именно потому, что играет по международным правилам. И чтобы «контролировать» ситуацию, нужно эти правила переписать. «На самом деле США и есть ревизионистская держава», — считают в китайском внешнеполитическом ведомстве.
В попытках подменить международное право «отношениями, основанными на правилах» Соединенные Штаты обвиняет и Россия. Глава российского МИД Сергей Лавров неоднократно подчеркивал, что неясно, кто и по какому праву будет устанавливать такие новые правила. Как бы то ни было, трансформация мирового порядка стала необратимой, рассуждал министр. Ведь с появлением новых сильных игроков на мировой арене возникла необходимость считаться с их мнением, а значит, и в «более справедливой и инклюзивной системе».
Читайте также: Самые могущественные страны