Теоретически предполагается, что при правильной эксплуатации клапана двигателя должны прослужить более 300 000 км. Однако на практике проблемы с клапанами могут появиться раньше. Если вы подозреваете, что проблема изношенных клапанов двигателя коснулась вашего автомобиля, не затягивайте с диагностикой. Только быстрая реакция и решительные действия являются гарантией того, что двигателю не будет нанесен ущерб. Так о чем стоит беспокоиться, и сколько будет стоить ремонт?
Что такое клапаны двигателя
Клапаны двигателя являются одними из ключевых компонентов привода. Они отвечают за правильный поток воздуха и удаление выхлопных газов. В силу специфики работы клапаны также являются одним из наиболее сильно нагруженных элементов двигателя. Они конструктивно очень просты.
Изготовленные из стали (так называемой вентильной стали), обычно однородной, они состоят из стержня, оканчивающегося грибом. Шток управляет работой плунжера (открывает и закрывает клапан), а плунжер, опираясь на седло клапана, предназначен для закрытия отверстия в цилиндре. На шток клапана насаживается герметик для защиты цилиндра от попадания в него моторного масла.
По своему назначению клапаны двигателя делятся на:
- впускные клапаны – подают наддув (смесь или воздух) в цилиндр,
- выпускные клапаны – выводят выхлопные газы из цилиндра.
Каковы причины износа клапанов двигателя
Хотя конструкция и принцип работы клапанов двигателя одинаков, условия эксплуатации существенно различаются. Таким образом, впускной клапан охлаждается свежей воздушно-топливной смесью (в двигателях с непрямым впрыском) или воздухом (в двигателях с непосредственным впрыском), подаваемой в цилиндр.
Выпускной клапан, в свою очередь, контактирует с выхлопными газами, температура которых часто превышает 1000°С. В результате впускной клапан работает при температуре 200-400°С, а рабочая температура выпуска составляет даже 850°С. Это в сочетании с халатностью со стороны автовладельца приводит к износу клапанов двигателя.
Со стороны водителей причины преждевременного износа могут заключаться в использовании некачественного масла, несвоевременной замене, а также в интенсивной эксплуатации двигателя – очень динамичное вождение.
Распространенные неисправности клапанов двигателя
К сожалению, после покупки автомобиля на вторичном рынке мы часто не знаем всей истории автомобиля. Практика показывает, что, несмотря на заверения продавцов, состояние автомобиля отличается от заявленного в объявлении. Кроме того, многие неисправности обнаруживаются постфактум, а преждевременный износ клапанов двигателя является следствием многих факторов.
Наиболее распространенные неисправности клапанов двигателя:
1. Загнутые клапаны двигателя
Загибание клапанов двигателя происходит в результате обрыва ремня ГРМ, а иногда и цепи. Выход из строя, особенно с ремнем ГРМ, ожидается редко. Он не дает четких сигналов о приближающемся разрыве. Если пренебречь заменой ремня ГРМ, сроки которой строго определены производителем, последствия могут быть фатальными!
При обрыве ремня клапаны могут столкнуться с поршнями и, как следствие, погнуться. Затем двигатель перестает работать, слышен отчетливый шум. Единственный выход из ситуации – это капитальный ремонт узла привода, а то и его замена.
2. Истирание вала
Износ вала является результатом износа, который возникает на автомобилях с большим пробегом, обычно более 250 000 км. Если такой пробег относится к вашему автомобилю, и вы заметили, что двигатель расходует масло, выхлопные газы из выхлопной трубы изменили цвет, агрегат потерял мощность и вы чувствуете отчетливый запах горелого масла в выхлопе, вы можете подозреваю, что вал изношен. В этой ситуации потребуется замена клапанов в двигателе.
3. Износ седел (в заглушке)
Чтобы клапан в двигателе работал правильно, тарелка клапана, должна идеально прилегать к отверстию в головке двигателя и закрывать его. При возникновении данной неисправности возникает проблема с запуском автомобиля, а двигатель заметно теряет мощность. Диагностика сводится к измерению компрессии. Если предположения подтвердятся, потребуется замена клапанов двигателя на новые.
4. Нагар на впускных клапанах
Если вы ездите на отработанном масле, двигатель перегревается во время движения, и вы не даете автомобилю достигать более высоких оборотов (т.н. эковождение). При этом динамика явно снизилась, можно подозревать, что на поверхности впускных клапанов появился нагар, что привело к износу клапанов двигателя. В зависимости от степени загрязнения механик может очистить клапаны двигателя или порекомендовать заменить их на новые.
5. Прогоревшие клапана на автомобилях с ГБО
Газовоздушная смесь горит дольше, чем топливная, поэтому клапаны двигателя в автомобилях с газовыми установками подвергаются работе при еще более высоких температурах. Состав смеси также имеет большое значение.
Если у вас автомобиль с газовым двигателем (особенно если под капотом стоит двигатель с ручной регулировкой зазоров клапанов), своевременно проверяйте систему у квалифицированного специалиста по обслуживанию (проверка системы ГБО — стоит ли делать ее регулярно?). В особо проблемных двигателях применяются превентивные меры, например, впрыск топлива или смазка.
Сколько стоит восстановление клапана
Скорее не рассчитывайте на альтернативу в виде регенерации клапанов двигателя. Это не только невыгодно, но и опасно – донный клапан уже не имеет своих первоначальных свойств и может быстро оказаться, что необходим новый ремогт. Также не стоит искать самые дешевые заменители.
Дефекты в области клапанов двигателя также могут быть связаны с потерей герметичности сальников клапанов. Иногда также необходимо проверить и, возможно, отрегулировать зазоры клапанов, которые необходимы для правильной работы. Седла клапанов и направляющие также естественным образом изнашиваются в процессе эксплуатации.
Если вы заметили в машине симптомы, которые могут свидетельствовать о проблемах с клапанами, не откладывайте визит в мастерскую. После осмотра специалист сможет уберечь двигатель от действительно дорогого капитального ремонта.
Читайте также: Что означают цвета выхлопного дыма и как вы должны реагировать