Страны Балтии и Скандинавии, даже Германия, извлекают выгоду из польского опыта не только в области юридических решений, но и в построении ИТ-инфраструктуры. Похоже, что на данный момент мяч на стороне администрации. Необходимо создать современные инструменты для анализа данных, содержащихся во всех электронных формах отчетности.
Объем данных, хранящихся в базах данных Минфина, растет в геометрической прогрессии. Они уже представляют собой разумную основу для проведения тестов на больших данных, а также для лучшего выбора целей и направлений налоговых проверок.
Изменения в финансовой и налоговой отчетности после первоначальных усилий со стороны предпринимателей по их внедрению воспринимаются ими положительно. Хозяйственный оборот в этой сфере значительно модернизировался и улучшился. Предоставленные данные стандартизированы и надежны. Положительное влияние на окружающую среду заключается в том, что вам больше не нужно печатать счета, налоговые декларации и финансовые отчеты.
Бизнес первым был компьютеризирован
Технологический прогресс и инновации сыграли важную роль в развитии финансовой и налоговой отчетности за последнюю четверть века. Налогоплательщики стали использовать все более совершенные ИТ-инструменты для подготовки расчетов и отчетов. Также все чаще используются решения, автоматизирующие расчеты на основе данных из ERP-систем. Например, автоматическое формирование отчетов и регистров для подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций.
Компьютеризация, первоначально осуществленная бизнесом самостоятельно, затем была навязана и структурирована государственными органами. В последнее время оно также набрало темпы, беспрецедентные за весь период рыночной экономики. Можно с полной ответственностью сказать, что в этом отношении Польша опережает большинство стран Европы и мира.
Почему это случилось? Что ж, на данном этапе развития рыночной экономики у стран, которые на многие годы отставали в создании профессиональных аппаратов финансового и налогового надзора, не было другого выбора, кроме как инвестировать в ИТ-инструменты. В то время как на Западе с течением времени создавались профессиональные структуры государственного управления, в Польше преобладала иная система.
Не развито типичное для Запада чувство социального доверия к государственным чиновникам, в частности к налоговому администрированию, которое способствовало бы выполнению государственных функций в этой сфере. Компенсировать эти многолетние задержки после смены политической системы было сложно, поэтому в определенный момент, когда возникло политическое давление по сбору налогов, пришлось полагаться на ИТ-инструменты.
Подобные явления сейчас можно наблюдать и в странах Латинской Америки, например в Мексике, которые вкладывают значительные средства в компьютеризацию. Таким образом, делается попытка компенсировать задержки в построении администрации и ограничить негативное влияние коррупционных явлений.
Э-счета
Электронные счета-фактуры начали широко внедряться в бизнес несколько лет назад. После первоначального периода очень ограничительных требований (включая использование квалифицированного протокола EDI) юридические требования были значительно смягчены. В настоящее время принято отправлять счета-фактуры НДС в виде PDF-файлов. Административные органы признали, что эта форма отвечает двум основным требованиям к таким счетам-фактурам, а именно подлинности (происхождению) и целостности (без изменений, без вмешательства).
Это изменение оказало положительное влияние на снижение расчетных затрат: меньше печати, принтеров, тонеров и т. д. Это сделало оборот счетов более эффективным, современным, а также более простым для документирования и архивирования. Электронные счета легко доступны в папках, они не теряются и не пылятся в папках на полках.
Единый контрольный файл
Вехой на пути компьютеризации отчетности стало введение в 2016 году отчетности в форме единых контрольных файлов (ЕПК). Основная цель JPK – устранить барьер при передаче электронных данных. После первоначальных попыток электронного контроля различные стандарты хранения данных и различные форматы файлов, в которых можно было создавать отчеты, оказались непреодолимым барьером. Поэтому стандартизация была необходима для того, чтобы власти могли получать данные от всех участников торгов в едином формате. Благодаря стандартизированному JPK административные органы смогут более эффективно осуществлять проверочную и контрольную деятельность.
В настоящее время, после огромных усилий, приложенных для запуска отчетности JPK, перед администрацией стоит огромная задача по созданию аналитических инструментов и алгоритмов, позволяющих анализировать данные JPK. Только тогда можно будет быстрее выявить нарушения и подтвердить правильность расчетов.
Несмотря на то, что JPK был реализован в административных целях, ожидаются также льготы для самих предпринимателей. Прежде всего, может произойти сокращение сроков налоговых проверок, чего все ждут. Благодаря этому предприниматели смогут снизить затраты и неудобства (привлечение человеческих ресурсов), связанные с такими проверками. Стандартизация данных в формате JPK также предоставляет предпринимателям новый механизм внутреннего контроля, а также сравнительные данные для использования при планировании развития бизнеса.
Читайте также: Создание компании в меняющейся бизнес среде