Гибрид Mazda MX-30 R-EV, в отличие от модели MX-30 без этой пометки, является уже не полностью электрическим автомобилем, а т.н. гибридная серия с подключаемым модулем. Но среди бесчисленного количества гибридных моделей, доступных сейчас на рынке, нет другой, построенной аналогичным образом. Mazda нельзя отказать в оригинальности, но действительно ли в данном случае имеет смысл идти против тенденций рынка?
Несколько лет назад мне представилась возможность водить Mazda MX-30, полностью электрическую версию этой модели. Реальная дальность значительно меньше 200 км для меня неприемлема. Это не «тревога по дальности», а реальность и образ жизни, который я не намерен менять, чтобы приспособиться к «нуждам» автомобиля.
Кроме того, у кроссовера задние двери, открыть которые можно только после открытия передних, – просто ошибка, затрудняющая использование этого автомобиля в качестве семейного автомобиля. Такую же ошибку дизайнеры допустили и в малолитражном BMW i3. Попробуйте вытащить едущих сзади детей из такой машины перед школой, и вы поймете, о чем я.
Я, конечно, знаю все объяснения, почему такие решения (в теории) имеют смысл. 200 км вполне достаточно, ведь среднестатистический пользователь проезжает всего несколько десятков километров в день. Фальшивая дверь сзади? Ведь в большинстве автомобилей на дороге заняты только водительское и пассажирское места. Кажется, что так, но…
Оригинальной линии кузова, хорошей управляемости и очень качественно сделанного салона было недостаточно, чтобы быть готовыми принять недостатки (т. е. особенности) этой модели. Не потому, что это плохая машина, просто совсем не для меня, хотя я понимаю тех, кому она нравится.
Mazda MX-30 R-EV: для тех, кто боится малой дальности
Несмотря на все заявления маркетинга, что запас хода менее 200 км – это не недостаток, а особенность, ведь он может сделать машину легче и дешевле. Эта модель, созданная во времена, когда аккумуляторы были намного тяжелее и дороже. Мазда решила создать вариант со встроенным лекарством от «тревоги дальности полета». Речь идет не об аккумуляторах большего размера, поскольку Mazda не является компанией, известной производством аккумуляторов большой емкости. Японские инженеры решили пойти своим путем и использовать в качестве бортового электрогенератора двигатель внутреннего сгорания.
Это не новая идея, но в MX-30 R-EV используется двигатель Ванкеля. Да, инженеры Мазды до сих пор не вернули ее в заводской музей, хоть новой серийной Мазды с таким двигателем не было уже 12 лет. Двигатели известны тем, что хотя они компактны, легки и сильны, они также потребляют топливо, не обязательно с низким уровнем выбросов и не очень долговечны.
Интересный факт: много лет назад Audi планировала использовать в своих электромобилях небольшие генераторы, работающие от двигателей Ванкеля, из-за их небольшого размера и низкого уровня вибрации, что не должно мешать вождению на электричестве, но в итоге они использовали прототипы. Mazda осмелилась реализовать эту идею. Это правильно?
Электромобиль или нет
Данная модель Mazda представляет собой гибрид, в котором двигатель внутреннего сгорания не имеет механической связи с колесами ни в одном из выбранных режимов движения. Двигатель служит бортовым генератором энергии, а за привод колес отвечает электродвигатель. Это исключает необходимость использования классической коробки передач.
Помимо бортового электрогенератора у нас имеется еще и тяговый аккумулятор с возможностью зарядки от сети. Для гибрида аккумулятор большой (17,8 кВтч), но его заряд лишь чуть больше 30 процентов. Типичная батарея электромобиля аналогичного размера. Аккумулятор также в два раза меньше электрической версии этой модели. В него должен был поместиться большой, по сегодняшним меркам, топливный бак емкостью целых 50 литров. Это примерно в 5,5 раз больше, чем бак в электрическом BMW i3 с расширителем диапазона сгорания.
Какой запас хода у Mazda MX-30 R-EV
Запас хода на электротяге скромный – производитель заявляет, что он составляет 85 км в смешанном цикле и до 110 км в городском. На практике обычно он примерно на 20-40 км меньше. Многие «классические» подключаемые гибриды с поршневым двигателем внутреннего сгорания, приводящим в движение колеса через коробку передач, достигают лучших результатов. Общий запас хода на электричестве и бензине, при оптимистических предположениях, составляет более 600 км.
Можно ездить, не подключая автомобиль к внешнему источнику питания (зарядное устройство 230 В, настенная коробка, зарядная станция, в автомобиле есть розетка CCS, максимальная мощность зарядки до 36 кВт, больше, чем у типовых подключаемых модулей), но это будет дорого.
Инженеры Mazda усовершенствовали двигатель Ванкеля, чтобы теперь он мог соответствовать современным стандартам выбросов. Конструкция Mazda MX-30 R-EV, двигатель объемом 830 см3 и мощностью 75 л.с., значительно проще, поскольку в качестве привода агрегата он может работать в сравнительно узком, оптимальном диапазоне оборотов и нагрузки.
Режим вождения
Мы можем выбрать один из трех режимов вождения:
- «Нормальный» по умолчанию (в котором автомобиль ведет себя как типичный подключаемый гибрид, включая двигатель внутреннего сгорания, среди прочего, в моменты повышенного спроса на энергию, когда тяговый аккумулятор разряжен и т. д.);
- EV (приоритет движения в электрическом режиме, при этом ДВС запускается только при необходимости).
- Charge (подзарядка тягового аккумулятора до заданного уровня с помощью ДВС, существенно увеличивающая расход топлива и… шум).
Подводя итог: машина имеет свой шарм и невозможно отрицать ее оригинальность. Инженеры блестяще выполнили поставленную перед ними задачу, но… возникает вопрос, разумно ли была поставлена эта задача. Автомобиль построен на платформе великолепного внедорожника/кроссовера CX-30, что интересно, но и менее практично, например, из-за необычного расположения дверей. Он также относительно экономичен только при строго определенных условиях эксплуатации.
Если вам нравится эта модель, не ограничивайтесь чтением различных тестов, прежде чем принять решение о ее покупке. Ведь мнения об этой машине разделились – одни ее любят, другие не видят в ней никакого смысла. Попробуйте арендовать их для более длительного тест-драйва. Не по гостиной, а по вашему ежедневному маршруту. Может быть, вы созданы друг для друга? Потому что это машина не для всех!
Читайте также: Mazda MX-30: электрический внедорожник с эко-крылом