Политическое урегулирование в Донбассе, спустя год после саммита, зашло в тупик. Германия, Россия, Украина и Франция говорят о приверженности Минским соглашениям, однако смотрят на их реализацию по-разному. Киев неофициально настаивает на их изменении, Москва заявляет о необходимости строгого выполнения договоренностей, а Берлин и Париж держатся чуть поодаль, но — с симпатиями на украинской стороне. Почему ситуация в Донбассе так и не изменилась за прошедший год.

нормандская четверка

Медленнее, чем планировали

Заряд договоренностей нормандского саммита сохранялся до марта 2020 года. К этому времени участники Трехсторонней контактной группы (ТКГ) договорились создать консультативный совет в составе политической подгруппы, который должен был стать площадкой для прямого диалога между Киевом и самопровозглашенными республиками. Однако эта идея вызвала сопротивление в Киеве (прямые контакты там воспринимают как фактическое признание республик), и в итоге от нее отказались. Дальнейшие заседания ТКГ, проходившие каждые две недели, заканчивались безрезультатно.

Родион Мирошник говорит о законе Верховной рады о местных выборах, которые прошли на Украине 25 октября 2020 года. Назначая их дату в июле, парламент постановил, что в неподконтрольном Донбассе они проводиться не будут. Киев настаивает на том, что голосование в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) возможно только после передачи ему контроля над границей — и это прямо противоположно «формуле Штайнмайера».

Первый за почти пять лет саммит нормандского формата прошел в Париже 9 декабря 2019 года. Тогда лидеры Германии, России, Украины и Франции подтвердили свою приверженность Минским соглашениям и договорились о следующем:

  1. Прекратить огонь на востоке Украины до конца 2019 года.
  2. Расширить мандат наблюдательной миссии ОБСЕ — она должна работать круглосуточно и иметь доступ ко всей территории Украины.
  3. Провести до конца года обмен удерживаемых лиц по принципу «всех установленных на всех установленных».
  4. К апрелю 2020 года добиться разведения сил в трех новых пунктах в Донбассе.
  5. Интегрировать в украинское законодательство «формулу Штайнмайера» (сначала предоставление Донбассу особого статуса, затем проведение там местных выборов и лишь потом передача Киеву контроля над границей с Россией).
  6. Через четыре месяца провести еще один саммит «нормандской четверки».

На сегодняшний момент реализованы первый и третий пункты. Да и то частично и позже обозначенных сроков. Так, первый за два года обмен пленными прошел в декабре 2019 года, второй — в меньших объемах — в апреле 2020-го. Меры по прекращению огня вступили в силу 27 июля.

Разные взгляды

Проблема заключается в том, что нормандская четверка подходит к Минским соглашениям по-разному.

Так, Украина выступает с подчас противоречивыми заявлениями. Бывший президент страны, глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук рассказал, что в 2021 году Киев намерен предложить конкретные действия по урегулированию, которые «будут базироваться прежде всего на нормандском формате». Политик подчеркнул, что от Минских соглашений Украина «ни в коем случае» не откажется. Вместе с тем еще в сентябре в интервью «Радио НВ» он заявил, что, когда документ подписывался, «было понятно, что они не будут выполнены».

— Согласно международным договоренностям, такие соглашения не могут быть отменены одной стороной. [Нужно] искать выход через нормандский формат, — подытожил тогда Леонид Кравчук.

— Украинская сторона говорит о выполнении соглашений, но настаивает на том, чтобы переписать их так, как было бы удобнее для нее. Для нас такой вариант неприемлем хотя бы потому, что соглашения были утверждены резолюцией Совбеза ООН, — сказал Родион Мирошник. — Украинская сторона имитирует их выполнение, чтобы избежать международного давления. Наша позиция такова: либо Киев выполняет Минские соглашения, либо он официально от них отказывается.

В ноябре Киев представил План совместных шагов для ТКГ — в нем речь идет о полном прекращении конфликта и демилитаризации ОРДЛО в начале 2021 года при передаче контроля над границей Украине, чтобы создать условия для проведения там местных выборов 31 марта 2021 года.

Россия украинский подход резко критикует. В частности, План совместных шагов в Москве назвали попыткой переписать Минские соглашения, которая «ставит под вопрос все перспективы урегулирования». Как сказал 19 ноября зампостпреда РФ при ОБСЕ Владимир Жеглов, этот документ «предполагает, по сути, принуждение отдельных районов Донбасса к капитуляции» через «установление военного контроля над его территорией без каких-либо политических гарантий населению».

— От команды Владимира Зеленского требуются не просто заявления о приверженности политико-дипломатическому разрешению кризиса на востоке страны, а конкретные практические шаги. Все элементы успеха хорошо известны — это субстантивный диалог Киева с представителями Донбасса в Контактной группе по всем аспектам урегулирования, — подчеркнул дипломат.

Германия и Франция в своей риторике в большей степени поддерживают Украину. Например, говоря об имплементации «формулы Штайнмайера», собеседник во французских дипломатических кругах обратил внимание на то, что, дабы «избежать правового вакуума», Киев 12 декабря 2019 года в очередной раз продлил закон «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» (сейчас идет разговор о том, чтобы продлить его на 2021 год). Тем самым Украина «продемонстрировала свою приверженность полному выполнению Минских соглашений», сказал источник.

— Франция наряду с Германией продолжает прилагать усилия в рамках нормандского формата, с тем чтобы привлечь стороны к выполнению обязательств, взятых на Парижском саммите, в целях достижения прогресса на пути установления справедливого и прочного мира на востоке Украины, — подытожил французский собеседник. Источник

Читайте также: Зеленский хочет изменить минские соглашения

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here