Реконструкция Музея изящных искусств в Антверпене заняла одиннадцать лет и обошлась в 100 миллионов евро. Торжественное открытие состоялось в сентябре. Величайшие произведения этого музея можно было увидеть в это время и в других учреждениях. Например, «Семь таинств» Рогира ван дер Вейдена все время висели в музее в Левене, а собор Св. Барбару и прекрасную «Мадонну у фонтана» Яна ван Эйка  можно было увидеть во время монографической выставки, посвященной этому художнику, в Генте в 2020 году, незадолго до пандемии.

музей изящных искусств

Отсутствие хронологии

Теперь все работы вернулись на свои места, в новой версии. Нет никакой хронологии, нет даже отдельных комнат или стен для одного художника. Все перемешано и тематически расставлено. Будьте проще и веселее. В случае с современным искусством выделяются три темы: свет, цвет и форма.

Темы — банальные. А так — к моему удивлению – «Перепись населения в Вифлееме» Брейгеля висит в разделе «цвета» рядом с витражом – наверное потому, что платье Девы Марии на обоих синее. Картина Фра Анджелико вдруг его поставили рядом с кубистами — наверное, потому, что нарисованные им камни напоминают формы современной ему живописи. Таким образом, картины Брейгеля, ван Эйка и Фра Анжелика являются в этой концепции лишь «иллюстрацией» тезиса консерватора.

Работы Брейгеля или ван Эйка, которые должны быть гордостью Фландрии, разбросаны по разным комнатам и плохо выставлены. В это трудно поверить. По этой причине я, наверное, и половины «Брюгли» не видел, а маленькие картины ван Эйка мне попались случайно.

Музей решил обратиться к поклонникам Instagram и Tik-Tok. Так у нас возникла идея, что в комнатах с картинами должны быть инсталляции, отсылающие к какой-то детали с полотна. Эту задачу поручили современному художнику Кристофу Коппенсу. Итак, у нас есть огромная темно-бордовая рука, свисающая с потолка, которая вращается. Вероятно, это намек на довольно когтистую руку св. Джером с картины Маринуса ван Реймерсвале  Все снимают гигантскую руку, мало кто обращает внимание на снимок.

Также есть огромный череп, в котором дети бегают, как на детской площадке. Его следует найти на картине «Искушение святого Антония» Маартена де Воса. Есть также верблюды, на которых можно сидеть, и нога, торчащая из стены. Идея музея состоит в том, чтобы стимулировать воображение и более активно переживать искусство. Судя по толпе посетителей и количеству молодежи – возможно, что да.

Упрощение формы и содержания

Это не требует от посетителей слишком большой интеллектуальной активности. Описание под фотографиями говорит само за себя. Для меня вызывает удивление перевод простейших библейских или мифологических мотивов. Например, о чем «Благовещение» или о чем история с «Вавилонской башней».

50-летний житель Антверпена убеждает меня, что в современной Бельгии это необходимо. У нас живет огромная марокканская исламская община, поэтому хорошо, что есть такое объяснение христианских мотивов, – говорит он. В описаниях картин, однако, есть — кроме объяснений и интерпретационные предложения, чаще всего в форме вопроса, заданного зрителю, что очень раздражает.

Лучшая часть – это экспозиция, изображающая работу Джеймса Энсора, автора знаменитых картин с масками. КМСКА обладает самой большой коллекцией работ этого художника. Эта часть более традиционна, есть и интерактивные элементы, но они как-то объясняются. Есть и определенная хронология. Здесь преобладает белый цвет стен и полов, который выделяется на фоне остальных, создавая впечатление отдельного музея.

Читайте также: Знаковые картины: знаете ли вы их истории

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here