Мы все знаем это по собственному опыту. Уже в ноябре по телевизору появляется новогодняя реклама, магазины начинают соблазнять нас скидками и специальными предложениями, а в кинотеатрах появляются новые фильмы, погружающие нас в праздничное настроение. Мы думаем, что развлекаемся, но на самом деле нас программируют маркетологи.

Очень редко от кого можно услышать, что отдохнули на Новый год. И не потому, что отпуск был слишком коротким, а потому, что он был очень динамичным, полным работы и ему предшествовала – уборка и шоппинг.

Для многих из нас отпуск на несколько дней также означает более усердную работу на несколько дней или даже недель раньше. И когда все это безумие закончится, что у нас останется? Усталость, лишние килограммы и целая куча ненужных подарков, купленных насильно – лишь бы успеть.

навязчивые покупки и домашняя уборка

Почему мы ввязываемся во все это

Очень сильная закономерность, в которую мы попадаем каждый год во время каникул, – это потребность (иногда непроизвольная) воссоздать приятные детские воспоминания. Эта схема основана на нашей автобиографической памяти. Неудивительно – нам хочется заново пережить то, что у нас в детстве ассоциировалось с чем-то увлекательным и волшебным.

Однако во взрослой жизни это не означает спокойного ожидания, пока волшебство произойдет само по себе, как это происходило, когда мы были маленькими. Вот почему мы начинаем одержимо убираться, готовить и делать покупки – мы делаем все, чтобы праздник снова было идеальным.

К сожалению, мы забываем, что они были идеальны независимо от количества подарков или угощений на столе. Их уникальность создается атмосферой, которой мы можем достичь, только отпустив ситуацию и сосредоточившись на семье, отдыхе и покое.

Прежде чем мы поделимся с вами конкретными приемами, которые помогут вам полностью избежать или хотя бы минимизировать последствия новгоднего безумия, мы хотим, чтобы вы узнали о трех очень простых, но игнорируемых механизмах, которые используют маркетологи.

Принцип левого числа

Сколько раз вы обнаруживали, что товар стоимостью 199 стоит всего сто, хотя логика этому совершенно противоречит? Не чувствуй себя глупо. Это типичный психологический механизм, который обычно используют магазины и производители. Оказывается, мы просто склонны обращать внимание в первую очередь на число слева. Это заставляет нас думать, что товар дешевле, чем он есть на самом деле.

Соблазнительные безделушки на кассе

Вторая уловка магазинов – размещать на кассе заманчивые безделушки. Здесь, в свою очередь, на нас сильно влияет механизм контраста. Раз уж мы уже потратили несколько тысяч, то какой вред добавить еще несколько шоколадок, дополнительный крем с Дедом Морозом на упаковке или искусственный снег в пульверизаторе, если он есть на распродаже?

Подсчитано, что не только во время праздников, но и в течение всего года мы тратим эквивалент приличного нескольких дней отпуска на такие импульсивные и совершенно ненужные покупки. Стоит ли оно того?

Сожалеем о том, что не купили

Третий механизм, которому мы регулярно поддаемся и о котором знают маркетологи, – это механизм, описанный в книге «Ловушки мышления» психолога, лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана. Оказывается, наше сожаление о некупленной вещи невероятно сильно, чем радость от ее обладания. И именно это чувство сожаления побуждает нас действовать.

Вот почему мы окружены рекламой и заманчивыми скидками, которые имеют такое сильное эмоциональное воздействие – заставляют нас жалеть, что у нас их нет, как после потери чего-то чрезвычайно важного для нас.

Антишопинговые трюки

Что мы можем сделать, чтобы перехитрить подавляющий праздничный маркетинг? Самое главное – осознать, что наша восприимчивость к маркетинговым уловкам является результатом внутреннего голода – как физического, так и умственного. Самый простой способ избавиться от навязчивых покупок? Отправляйтесь за покупками после еды и в хорошем настроении. Это не гарантирует успех каждый раз, но вероятность его достижения возрастает.

Делая потребительский выбор, мы часто испытываем стресс из-за внутреннего давления, которое мы испытываем, стремясь получить как можно больше скидок, рекламных акций и скидок. Мы спешим и не совсем ясно думаем.

В таких ситуациях первое, что помогает – это список. Людям, которым нужна прочная основа для собственной организации, я рекомендую, например, в случае покупки подарков, таблицу Excel , обязательно с разбивкой по лицам, запланированным расходам и идеям подарков. И теперь, когда у нас есть список, пойдем дальше и возьмем с собой за покупками только тщательно рассчитанные наличные, а не кредитную карту или, что еще хуже, дебетовую карту.

Искусство отпускать

Однако все это будет напрасно, если мы не будем практиковать трудное искусство отпускать. Это одна из самых сложных задач, с которыми мы можем столкнуться во время каникул. Однако рассмотреть этот вопрос определенно стоит, поскольку последствия этих позитивных изменений будут для нас бесценны.

Ведь Новый год – это не какая-то новая гонка вооружений, в которой лучшим оружием является количество испеченных пряников или елка прямо из магазина, на которой симметрично висят все безделушки и украшения. Самое главное – создать атмосферу: достаточно огней и запаха цитрусовых или пряников. Я гарантирую, что ваши дети запомнят именно этот аспект праздников, а не то, были ли подарки идеально упакованы, и было ли на столе хотя бы 12 блюд, которые мы потом едим неделю.

Итак, давайте задумаемся, действительно ли нам нужно мыть окна перед праздником? Неужели все подарки обязательно заворачивать в бумагу и украшать бантиком? Или кто-нибудь вспомнит, что в этом году на столе на один вид торта стало меньше? Я так не думаю. Однако все, особенно ваши дети, заметят нервную атмосферу и общую усталость, которую мы сами себе вызвали. И какой во всем этом смысл?

Читайте также: Новогодние ароматы: как сделать, чтобы в доме пахло праздником

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here