Со времен импрессионистов, т. е. со второй половины XIX века, пейзажи, написанные на природе, стали одной из важнейших тем живописи. Рисование пейзажей на природе стало возможным благодаря развитию техники и промышленности, ведь только во второй половине 19 века краски в тюбиках появились на рынке! Раньше художникам приходилось самостоятельно изготавливать их из пигментов. Нетрудно догадаться, что на открытом воздухе это было невозможно.
История происхождения пейзажа
На протяжении многих веков пейзаж рассматривался как фон для жанровых, мифологических или библейских сцен. Хотя первые картины, изображающие природу как таковую, начали появляться в Нидерландах еще в 17 веке, создавались они только в мастерских художников.
Особым видом пейзажа является ведута (по-итальянски панорама, вид), то есть картина, изображающая городской пейзаж. Самым известным ведуцистом, был Бернардо Белотто по прозвищу Каналетто (родился 30 января 1721 г. в Венеции — умер 17 ноября 1780 г. в Варшаве).
С 17 века также были популярны пристани или морские пейзажи. Морская живопись получила наибольшую популярность в морских странах – Нидерландах, Англии, Франции и Италии. Он также менялся от реалистического к экспрессионистскому в зависимости от преобладающих тенденций.
Одним из самых известных художников-маринистов был английский художник Уильям Тернер (1775–1851), чей современный подход к живописи не принес ему популярности. Сегодня работы Тернера считаются шедеврами. И за них придется заплатить целое состояние. Самая дорогая картина была продана на аукционе Sotheby’s за 47,6 миллиона долларов!
Специфической темой пейзажной живописи является ноктюрн, т. е. ночной пейзаж. Это может быть как природный, так и городской пейзаж. Важнейшая цель художника, создающего ноктюрны, – передать игру света во тьме. Неважно, лунный это свет или свет уличного фонаря.
С чего начать рисовать пейзаж
Прежде всего, нам нужно подумать, хотим ли мы, подобно импрессионистам, писать всю нашу работу на природе или можем закончить ее в студии. Тип техники, которую мы будем использовать, также очень важен.
Если вам необходимо максимально сконцентрироваться во время рисования, не выбирайте для рисования пейзажа места, часто посещаемые туристами. Если вы ставите мольберт на рыночной площади, надо учитывать, что прохожие будут высказывать свое мнение – не всегда благоприятное!
Психологический аспект написания пейзажей, особенно ведутов или пристаней (например, на пирсе, являющемся туристической достопримечательностью), очень важен. Давайте помнить, что прохожие зачастую мало что знают об искусстве, и их мнение может быть обескураживающим.
В свою очередь, художники, любящие компанию и являющиеся рассказчиками, в такой ситуации будут чувствовать себя как рыба в воде и смогут получить массу удовольствия от общения со зрителем. Вообще пейзаж, как и любую картину, лучше всего начинать с эскиза. Мы можем сделать это углем, тушью или карандашом.
Какое оборудование нам понадобится
Акварельные карандаши подходят для создания пейзажных зарисовок. Все, что нам нужно, это немного воды, поэтому нет необходимости носить с собой масляную мастерскую. Еще одним помощником для создания акварельного эскиза являются специальные кисти, соединенные с емкостями с водой. Их использование требует некоторой практики, но как только вы преодолеете основные трудности, они обязательно окажутся полезными.
Пастельные мелки также идеально подходят для создания пейзажей на природе. Масляная пастель будет менее сложной. Помните, что картину, созданную сухой пастелью, необходимо защищать от размазывания сиккативом.
Почему лучше сделать эскиз, чем фото? При рисовании эскиза мы делаем определенный подбор рамы. Зачастую это происходит подсознательно. Идеальным решением может быть сделать и фотографию, и эскиз. Рисуя в студии, мы будем поддерживать друг друга и тем, и другим.
Если мы хотим создавать более крупные композиции на природе, особенно масляными красками, нам необходимо купить уличный мольберт. Это тип легкого складного штатива. Иногда уличные мольберты выпускаются с кассетой для краски и складными алюминиевыми ножками. Они определенно более стабильны, но и тяжелее, что может стать проблемой, например, для женщин. Прежде чем выйти с мольбертом и картиной на улицу, давайте проверим, помещается ли подставка для холста в предназначенное для этой цели пространство мольберта.
Подготовка основы для окраски
Стоит подготовить разбавитель и перелить его в миниатюрную емкость. Помните, что мы вернемся с влажной палитрой и кистями. Палитру лучше всего защитить фольгой, а кисти – тканью и фольгой. Они не должны пересыхать при транспортировке, особенно если красим акриловыми красками, ведь их придется выбросить.
По примеру итальянских и голландских живописцев эпохи Возрождения 17 века стоит использовать принцип «золотого сечения», т. е. мы рисуем 1/3 часть земли и 2/3 часть неба.
Ренессансный принцип «золотого сечения» – одно из основных положений современной фотографии. Поэтому вам следует вспомнить, как вы составляете фотографии, и перенести эти предположения на холст или бумагу с помощью кисти или мелка.
Способ написания пейзажа можно резюмировать следующим образом: рисуем от общего к деталям или сзади на перед, т. е. начинаем создание картины с подмалевка неба и земли, затем добавляем цветовые нюансы и, наконец, вырезаем дерево или облако. Основная ошибка, которую допускают начинающие художники, – это скрупулезное воссоздание объекта на переднем плане, а затем попытка закрасить пространство за ним. Это всегда заканчивается катастрофой!
Если мы не очень хорошо умеем выбирать цвета, давайте выберем одну цветовую гамму, только с одним контрастным элементом, например, лодка на фоне моря. Со временем стоит остановить свой выбор на более смелых сочетаниях. Природа дает в этом отношении необычайные предложения.
В поисках своего стиля стоит вдохновиться работами мастеров-живописцев. Дело не в том, чтобы копировать их, а в том, чтобы наблюдать за художественными приемами, которые они используют.
Читайте также: Летний пейзаж: чего опасаться на открытом воздухе