Рисунок – ключевой этап в создании любого другого произведения: живописного, графического или скульптурного. Овладение этим средством является решающим элементом художественного образования. Покупка рисунка может стать началом ценной коллекции, а знакомство со спецификой отдельных техник – первый шаг к лучшему пониманию этой области творчества.
Произведение искусства или просто набросок
Независимо от своей изначальной роли, у него есть шанс стать частью ценной коллекции, ведь рисунки оставлены старыми и современными мастерами, творчество которых всегда вызывает интерес у ценителей искусства.
Кроме того, разнообразие техник, дающих различные художественные эффекты, а также, как правило, небольшой формат и более низкая цена по сравнению с живописью, делают рисунок чрезвычайно благодарным средством в глазах потенциальных покупателей, особенно обладающих более скромным достатком.
Свой интерес к рисованию стоит начать с ознакомления с этими техниками. Подложкой чаще всего является бумага, поэтому мы делаем различие с точки зрения используемого материала, который может быть:
- карандаш – графитный или металлический;
- древесный уголь;
- мелок, в том числе сангина;
- тушь, используя перо или кисть.
Карандашный рисунок
Карандаш у нас ассоциируется в основном с графитом, но не следует забывать, что само слово «карандаш» происходит от слова «грифель». До того, как графит был открыт и получил широкое распространение, использовались металлические карандаши: свинцовые, но также серебряные, медные, даже золотые или сплавы – латунные, бронзовые или свинцово-оловянные. Каждый металл дает различный эффект, и со временем он может стать коричневым (серебро), чернеть (свинец с оловом), серым (свинец), пожелтеть (медь).
Металлический карандаш требует грубой основы, поэтому бумагу или пергамент необходимо предварительно покрыть раствором. Этот инструмент оставляет стойкий, резкий след, а рисунок, выполненный в этой технике, характеризуется затемнением и тонированием за счет повторения линии. Графитный карандаш, с другой стороны, на самом деле используется только на бумажной основе. Он абразивный, и получаемый с ним эффект также зависит от его мягкости, определяемой символами:
- H — твердый (чем больше цифра рядом с буквой, тем тверже карандаш);
- F — средней жесткости;
- НВ – твердо-мягкий;
- В – мягкий (чем больше цифра рядом с буквой, тем мягче карандаш).
Древесный уголь
Древесный уголь – один из старейших инструментов в мастерской рисовальщика. Это, конечно Характеризуется глубоким черным цветом, мягкостью и склонностью к истиранию, что позволяет получать, например, эффекты светотени. Рисунки углем выполняются на мягкой, достаточно грубой бумаге, а затем фиксируются закрепителем. Исключение составляет промасленный уголь, который благодаря содержанию олифы не требует дополнительной фиксации.
Эта техника не дает такой точной передачи деталей, как в случае с карандашом, но она более спонтанна, быстра, отражает жест руки художника, иногда даже отличается живописной экспрессией. Кроме того, его иногда обогащают другими художественными обработками. Помимо растирания, рисовальщик может использовать белый мел или раскрасить рисунок красками и пастелью.
Рисование мелками и сангиной
Рисование мелками ошибочно вызывает современные ассоциации с радостным творчеством из детства. Мелок – это просто природный или синтетически окрашенный материал для рисования, такой как уголь. Мы хотели бы автоматически включить в эту категорию технику пастели, которая, однако, уже отнесена к технике живописи. Тем не менее, это заставляет нас осознать, что карандаш находится на условной границе между рисованием и живописью.
Особый тип мелков – это так называемые сангвиники. Их название происходит от латинского слова sanguis, что в переводе означает «кровь». Сангвиник может иметь различные оттенки красного. Однако чаще всего он ассоциируется с приглушенным, слегка коричневым цветом, напоминающим засохшую кровь на бумаге, а это, в свою очередь, в основном благодаря Леонардо да Винчи, чьи рисунки в этой технике наиболее прочно закрепились в зрительном сознании.
Чернильный рисунок
Рисунок можно выполнять тушью, что требует большой практики, учитывая отсутствие исправлений. Тушь бывает разных цветов, базовый, конечно же, черный. Для выполнения рисунка тушью также понадобится ручка, оснащенная наконечником, от которого во многом зависит получаемый эффект. Инструментом также может быть кисть, которая сделает рисунок более живописным.
В случае рисования тушью важно использовать влагостойкую бумажную основу. Это особенно важно, если мы намерены использовать технику отмывания, позволяющую углубить пространственность за счет использования более темных и светлых оттенков. Для этого тушь разбавляют и наносят слоями, подобно акварели.
Читайте также: Рисуем темперой на бумаге: особенности и техника