Автоматические коробки передач с подрулевыми лепестками когда-то были прерогативой спортивных и роскошных моделей автомобилей. Сегодня они стали гораздо доступнее, благодаря чему многие водители могут осуществить свою мечту. Их эксплуатация несложна, но стоит запомнить несколько важных правил. Проверьте, как переключать передачи на руле.
Для чего нужны подрулевые переключатели
История подрулевых лепестков недолгая и берет свое начало всего лишь с 1989 года. Именно тогда решение использовалось командой Ferrari на автомобилях Формулы-1 . Поначалу система подрулевого переключения передач была капризна, и машине было сложно преодолеть общую дистанцию гонки, составлявшую примерно 300 километров. Новую систему переключения передач оценили по достоинству только после победы Найджела Мэнселла, в чем, несомненно, помогли подрулевые лепестки.
Но почему было решено их использовать? Причина была, конечно же, в большем комфорте, скорости и эргономичности переключения передач. В традиционной трансмиссии с H-передачей водителю Формулы-1 приходилось каждый раз дотягиваться до рычага переключения передач. Возможность переключать передачи, не отрывая рук от руля, не только ускоряла процесс, но и улучшала управляемость автомобилем.
Но для чего нужны рули с подрулевыми лепестками в современных автомобилях, оснащенных автоматической коробкой передач, вообще не требующей обслуживания? Как оказалось, польза от его использования значительна.
Водители, которые ездят только по дорогам общего пользования, также смогут воспользоваться преимуществами подрулевых лепестков. Они позволяют вручную переключать пониженную передачу, что облегчает обгон.
Переключение передач с помощью подрулевых лепестков также облегчает торможение двигателем, например, при приближении к светофору или в гористой местности. Это не только щадит тормозные накладки и диски, но, прежде всего, повышает безопасность.
Аналогичного эффекта, конечно, можно добиться, переведя рычаг АКПП в ручной режим, отмеченный плюсом и минусом. Однако каждый раз тянуться к рычагу переключения передач менее удобно, чем нажимать подрулевые лепестки.
Как работают подрулевые переключатели
Подрулевые лепестки, используемые в автоматических и полуавтоматических коробках передач, очень интуитивно понятны в использовании. Чтобы переключить передачу, их необходимо потянуть на себя или оттолкнуть. Чаще всего правый подрулевой переключатель используется для переключения на повышенную передачу, а левый – для понижения.
Подрулевые лепестки расположены таким образом, что для их работы не требуется отрывать руки от руля или менять их настройку. Каждое нажатие переключает одну передачу. Интересно, что присособление используются даже в автомобилях с вариаторной трансмиссией, в которой лишь моделируются отдельные передачи.
В зависимости от модели автомобиля и типа используемой коробки передач подрулевые лепестки могут принимать различные формы. Во многих автомобилях можно переключать передачи как в автоматическом, так и в ручном режиме. Чем это отличается?
Ну а в автоматическом режиме дергание за подрулевой переключатель, конечно, переключит передачу, но на основную работу трансмиссии это не повлияет. Это означает, что автоматическая коробка передач будет продолжать автоматически переключать передачи в зависимости от оборотов двигателя. Однако в ручном режиме водитель имеет практически полный контроль над коробкой передач.
Он решает, в какой момент следует переключить передачу, а коробка передач не делает этого автоматически. Однако если компьютер определит, что переключение на более высокую или низкую передачу может привести к повреждению системы привода, на дисплее появится соответствующая информация, и трансмиссия не выполнит это действие.
Как переключать передачи подрулевыми лепестками
Переключение передач с помощью подрулевых лепестков интуитивно понятно и требует нажатия левого или правого подрулевого лепестка. Чтобы переключить передачу на более высокую передачу, потяните правый подрулевой переключатель, а если вы хотите переключиться на более низкую передачу, используйте левый. Нет ничего проще. Подрулевые лепестки могут быть активны все время, но если вы боитесь случайно переключить передачу при повороте рулевого колеса, вы можете отключить систему.
Однако если вас раздражает то, что коробка все равно переключает передачи, включите ручной режим. Обычно для этого необходимо переместить рычаг переключения передач из положения D в положение, отмеченное плюсом и минусом. Это дает возможность поддерживать высокие обороты, что полезно не только при спортивной езде, но и при торможении двигателем в горной местности. В противном случае автоматическая коробка передач автоматически переключится на более высокие передачи, что сделает невозможным использование двигателя в качестве тормоза.
Но что произойдет, если вы забудете переключиться на пониженную или более высокую передачу? Чем опасно слишком сильное понижение передачи? К счастью, современные автоматические коробки передач защищены от таких ошибок. Если обороты двигателя высоки, вы не сможете переключиться на более низкую передачу, что, естественно, приведет к повреждению привода. Автоматическая коробка передач также вмешается, когда обороты достигнут красной зоны, и перейдет на более высокую передачу. По тем же причинам вы не сможете ездить на слишком низких скоростях, что приведет к чрезмерной перегрузке системы привода.
Что использовать вместо лепестков
Интересно, что подрулевые лепестки на руле не всегда используются для переключения передач. Автоматической коробкой передач также можно управлять с помощью кнопок на передней или задней части рулевого колеса. Принцип работы не всегда одинаков. Иногда переключение на повышенную или пониженную передачу возможно одной рукой, с помощью кнопок, расположенных по обеим сторонам руля. Две кнопки спереди обычно используются для переключения на пониженную передачу, а две задние – для переключения на повышенную передачу. Это решение используется, в частности, в БМВ Е65.
Как видите, подрулевые лепестки – это не только развлечение, но и практичное решение, которое стоит использовать. Возможность ручного управления передачами пригодится в гористой местности, при буксировке прицепа или когда хочется получить от двигателя максимальную мощность. Стоит регулярно практиковаться в езде в ручном режиме, чтобы при необходимости работа коробки передач была максимально естественной.
Читайте также: Срок службы системы рулевого управления