Софи Лорен родилась 20 сентября 1934 года в больнице Регины Маргариты в Риме как София Шиколоне – внебрачная дочь Ромильды Виллани и Риккардо Шиколоне. Отец был не в восторге от беременности своей партнерши и призвал ее сделать аборт. Ее родители разошлись, когда Софии было всего шесть месяцев. Затем она вернулась с матерью в свой родной город Поццуоли недалеко от Неаполя. Ее мать пробовала себя в роли модели и актрисы. Позже она передаст свои мечты дочери.
Когда она нервничает, она готовит рагу. Любовь к кулинарии ей привила бабушка Луиза. «Прежде чем мои бабушка и дедушка начали платить по счетам, они покупали мясо, измельчали его и готовили неаполитанское рагу, которое готовилось на пару в течение трех или четырех часов, поэтому было невероятно вкусным», – вспоминала София.
Трудное детство легенды итальянского и мирового кино
У нее было тяжелое детство – война, бросил отец, бедность и насмешки сверстников. Она была застенчивой и неразговорчивой, но в то же время эти переживания вызывали у нее много сопереживания.
Когда я была маленькой и умирала от голода, моей самой большой мечтой было купить то, что я хотела, а затем приготовить для всех. «Это акт любви, радость поделиться с другими», – рассказала она итальянской прессе.
В 1943 году София переехала к дальним родственникам в Неаполь, где и пробыла до конца войны. Она часто мало ела, а из-за исхудавшей фигуры ее прозвали «зубочисткой».
Когда она была подростком, она увлеклась кино. Особенно ей нравилось ходить в кино смотреть голливудские фильмы , а также ее увлекал местный кинематограф.
Я никогда не думала, что стану актрисой, это была не достижимая мечта. Фильмы, которые я смотрела, заставили меня прожить другое существование, жизнь, полную любви и музыки, красоты и надежды.
В 15 лет она завоевала награду на конкурсе красоты «Королева моря». Призом были деньги и поездка в Рим. С тех пор она начала пробовать себя в роли актрисы. Она также принимала участие в фотосессиях. Однако все это происходило за счет школы.
К действию ее всячески побуждала мать, которая видела в ней исполнение своих нереализованных мечтаний. Связь между ней и матерью была очень сильной на протяжении всей ее жизни
Спустя годы Лорен призналась, что совершила ошибку, бросив учебу. Как я сожалею, что не смогла учиться, но философия мне нравилась; Платон, Сократ, – призналась она итальянской прессе. Отсутствие формального образования стало ее комплексом. «Я немного боюсь интеллектуалов, я всегда боюсь выглядеть глупо, такая я есть», – добавила она.
Свою актерскую карьеру она начала в массовке
Дебютировала эпизодом в комедии Джорджо Бьянки «Сердца в море» (1950). Дверь в мир кино ей шире открыл продюсер Карло Понти. В то время было организовано множество конкурсов красоты, а Мисс Рим выбирали возле Колизея, в одном из помещений на Колле Оппио. Мне дали за стол визитку, на которой было написано: «Сегодня вечером будет конкурс, и я бы хотела, чтобы ты приняла в нем участие», – вспоминала Лорен, цитируемую в книге Сильваны Джакобини «Софи Лорен. Жизнь как фильм».
Он, Карло Понти, был одним из членов жюри, но я этого не знала. На соревнованиях я занял второе место. После окончания шоу он захотел поговорить со мной, поэтому мы пошли на небольшую прогулку», – добавила актриса. «Все началось, когда я встретила Карла. Он дал мне то, что я всегда искала: любовь и прекрасную семью», – призналась она, вспоминая начало своих отношений с мужем.
Понти призвал Лорен продолжить актерскую карьеру. Он пообещал сделать ее звездой. В 1951 году София и ее мать участвовали в массовке в американском историческом фильме «Quo Vadis» режиссера Генрика Сенкевича. Два года спустя Софи Лорен снялась вместе с Альберто Сорди в фильме Марии Маттоли «Две ночи с Клеопатрой» (1953), где сыграла роль царицы Египта. По предложению Понти она стала «Софи Лорен».
Карло Понти был не только продюсером, но и опекуном неопытной молодой актрисы, ее учителем, отцом (которого у нее на самом деле никогда не было), другом и, наконец, после многих неприятностей (потому что Понти был женат ) – еще и ее самый замечательный муж.
В 1953 году она сыграла заглавную роль Аиды в первой экранизации оперы Джузеппе Верди. Хотя эта роль встретила положительную реакцию как зрителей, так и критиков, предполагается, что фильмом, после которого ее заметили, стал «Золото Неаполя» (1954). Режиссер фильма Витторио Де Сика показал, что София, помимо красоты, обладает еще и актерским талантом. Именно Де Сика оказал наибольшее влияние на ее карьеру. Он был прекрасным наставником, учил меня, как управлять собой через роли, как выглядеть перед камерой достоверно, – вспоминала она в «Corriere della Sera».
С тех пор ее карьера набрала обороты
Лорен сыграла множество ценных актерских ролей в таких фильмах, как «Прекрасная Миллер» (1955), «Мадам Санс-Жен» (1961) и «Боккаччо-70», над которыми работали такие режиссеры, как Де Сика, Марио Моничелли и Федерико Феллини. Она также работала в Голливуде – снялась вместе с Энтони Куинном в фильме «Черная орхидея» (1958) режиссера Мартин Ритт. Ее игра была отмечена наградой Венецианского кинофестиваля.
В 1960 году Софи Лорен снимает еще один фильм с Де Сика, ее партнером по съемочной площадке является Жан-Поль Бельмондо. «Мать и дочь» принесет ей признание критиков и первый «Оскар». Недаром, ведь не таланты Де Сики и Бельмондо строят этот фильм, а феноменальная игра Лорен.
Все самые важные сцены в фильме Лорен сыграла без дублера. Это момент, когда она достигает пика своего актерского мастерства. Она создает характерный, специфический тип, поражающий силой правды и трудно воспроизводимый.
Феноменальная красота и необыкновенный талант
Де Сика высоко ценил не только красоту Лорен, но и, пожалуй, прежде всего, ее необыкновенный актерский талант. Интересно, что режиссер не хотел, чтобы она брала уроки актерского мастерства, поскольку, по его мнению, она могла потерять естественность и достоверность.
Оскар был для нее мечтой. Впервые Академия наградила актрису за неанглоязычную роль. Лорен победила в этой категории, среди прочих: Одри Хепберн номинирована за фильм «Завтрак у Тиффани» (1961). О награде она узнала от Кэри Гранта. «Я счастлив первым рассказать вам об этом! София, вы получили «Оскар» за лучшую женскую роль! София плакала и смеялась одновременно, ей хотелось снять пижаму, она была такая пылающая лихорадкой возбуждения», – читаем мы в «Софи Лорен».
Она встретила Гранта в 1956 году. Я нервничал так, как никогда в жизни. Мои ноги дрожали. Я знала, что мое будущее зависит от этой встречи в Мадриде. Я была 22-летней итальянской актрисой, делавшей свои первые шаги за границей, и должна была встретиться с легендой кино и поговорить о совместной работе.
Кэри Грант был на пике своей славы. Он опоздал на два часа, но когда я увидела его, такого же красивого, как в кино, я подумала, что мечты сбываются», – вспоминала Лорен. Но он посмотрел на меня с некоторой злобой и спросил: «Мисс Лоллорен, я полагаю?» Или мисс Лоренигида? У вас, итальянцев, такие странные фамилии». Он, конечно, спутал меня с Джиной Лоллобриджидой, которой там вообще не было, и даже не смутился по этому поводу, – добавила она.
Грант хотел на ней жениться, но она выбрала другого
Американская звезда настолько влюбился в нее, что предложил ей выйти за него замуж, добавив, что, если она согласится, он разведется со своей женой. Лорен была очень впечатлена обаянием Гранта, но выбрала Понти. 17 сентября 1957 года она вышла за него замуж. Однако через пять лет свадьбу аннулировали – по итальянским законам Понти не разводился.
Двоеженство, совершенное продюсером, в то время в Италии было уголовным преступлением. Понти и Лорен решили принять французское гражданство. Затем Понти удалось добиться развода по французскому законодательству, благодаря чему он смог законно жениться на Лорен 9 апреля 1966 года в Севре.
Когда она сыграла вместе с Грегори Пеком в фильме Стэнли Донена «Арабески» в 1966 году, она уже была большой звездой. Из высмеиваемой, несколько скрытной и бедной девушки она превратилась в желанную красавицу и звезду мирового уровня.
Софи Лорен снялась более чем в ста фильмах и сотрудничала с величайшими актерами и режиссерами. Во многих из них ее партнером был Марчелло Мастроянни, с которым она создала, пожалуй, самый известный дуэт в итальянском кино. Они дружили каждый день, хотя на экране часто играли любовников.
Они вместе снялись в фильме «Вчера, сегодня, завтра» (1963), получившем «Оскар» за лучший зарубежный фильм. А также в «Брак по-итальянски» (1964) — оба режиссера Де Сика, и в «Pret a Porter» (1994), режиссёр Роберт Альтман.
Второй «Оскар» за прижизненные достижения
Большинство персонажей, созданных Лорен, – сильные, независимые женщины, борющиеся с невзгодами и часто доминирующие над своими партнерами-мужчинами. Стоит подчеркнуть, что Софи Лорен всегда превосходно играла как в драматическом, так и в комедийном репертуаре.
Критики отмечают, что хотя Лорен «никогда не получала актерского образования, удача, целеустремленность, интуиция и возможность работать с самыми выдающимися режиссерами и актерами заставили ее природный талант созреть, расцвести и принять блеск благородных камней.
Лорен считает, что своего последнего профессионального слова она еще не сказала. «Я думаю о будущем, никогда не жалею о том, что упустила. Де Сика был первым, кто поверил в меня. С Мастроянни у меня были только счастливые моменты, я готовила ему фасоль со свиными шкварками», – сказала она несколько дней назад в интервью по случаю дня рождения ежедневной газете «La Repubblica». В 2020 году она появилась в фильме своего сына Эдуардо Понти «Жизнь впереди».
Ее считают эталоном стиля, символом 1960-х годов, легендой итальянского и мирового кино. «Я совершенно не могу жить без кино», – заявила она в 2021 году, получая премию «Давид ди Донателло», итальянский аналог «Оскара».
Читайте на тему: В жизни точно, как в кино. Актёры, влюбившиеся на съемках