Некоторые люди воспринимают это как «тренировку». Эксперты Ягеллонского университета и USWPS рекомендуют его как метод, эффективность которого научно подтверждена. Для многих родителей бихевиоризм – действительно последнее средство.

Исследователи подчеркивают, что нет противоречия между нейроразнообразием как подходом и терапией. В настоящее время многие социальные движения, а также многие ученые решительно подчеркивают точку зрения нейроразнообразия, как простого изменения темпа и способа человеческого развития со всеми его поведенческими (в том числе психическими) последствиями.

«Все сильнее раздаются голоса о необходимости изменить ранее принятую «медицинскую» точку зрения: от попыток «лечить» людей, которые развиваются и ведут себя иначе, чем типичные, к признанию того факта, что разные люди развиваются и ведут себя по-разному. И убежденность в том, что необходимо внести изменения в социальные условия их функционирования.

аутизм и прикладной поведенческий анализ

Благодаря этому с самых ранних лет жизни эти люди могли развиваться и функционировать в обществе в соответствии со своим профилем нервного развития. Этот подход в принципе правильный, глубоко гуманистический, характеризующийся сопереживанием, духом толерантности и взаимного принятия. И представляется адекватным направлением социальной эволюции человечества». Об этом, пишут эксперты в статье «Между нейроразнообразием и терапией. О важности осознанного и ответственного выбора методов поддержки людей с аутистическим спектром»

Авторы напоминают, что определенные социальные изменения, мотивированные таким подходом, уже происходят. Например, введение спокойного рабочего времени в супермаркетах. Происходит и ментальное изменение. Терапевты, психологи и педагоги все больше подчеркивают специфическое развитие и связанное с ним функционирование нейроотличных людей. Включая некоторые из их моделей поведения, такие как самостимуляция, снижающая эмоциональное напряжение. Ища возможности предоставить им подходящее среду, которая будет поддерживать этих людей. На пути к полному развитию их потенциала, независимости и творческих способностей с учетом их психологического комфорта.

Учитывайте индивидуальные потребности ребенка

Сторонники концепции нейроразнообразия утверждают, что, поскольку расстройство аутистического спектра не является расстройством, его симптомы не следует подвергать терапии. Это довольно радикальное убеждение, принятие которого не может быть свободным от личных и социальных последствий. Вот почему большинство родителей и опекунов решают поддержать своих детей.

Исследователи поддерживают решение опекунов оказывать поддержку людям с аутизмом и подчеркивают, что всегда следует учитывать индивидуальные потребности человека, которого поддерживают. Это даст ей шанс на большую независимость. Аутистический спектр, как следует из названия, представляет собой гетерогенное расстройство, и каждый человек испытывает разные проблемы. Но – и об этом нельзя забывать – у него есть сильные стороны, которые можно и нужно принимать во внимание при планировании терапии и поддержке развития.

По многим причинам следует рассматривать только методы лечения с научно доказанной эффективностью, и только среди них можно выбрать те, которые будут лучше всего соответствовать потребностям клиента и соответствовать ценностям, исповедуемым им и его лицами, осуществляющими уход. Когда кто-то решает выбрать терапию с недоказанной эффективностью, он должен учитывать не только отсутствие улучшения и потерю драгоценного времени и ресурсов, но и вероятное ухудшение функционирования человека, от имени которого он принимает решение.

Эффективный САЗ

«Методы САЗ могут эффективно поддерживать людей с расстройствами аутистического спектра и другими проявлениями нейроразнообразия в развитии их потенциала, при этом уважая их достоинство, сформулированные ими ценности и ожидания. Тем более, что САЗ не стремится изменить человека или его личность (его целью является не, говоря в просторечии, «излечение аутизма»). А учит широкому спектру социально значимых форм поведения и помогает получить опыт того, какое поведение и в чем условия самые эффективные. Благодаря этому развивающийся человек имеет возможность выбирать деятельность в зависимости от среды, в которой он находится», – читаем в статье «Достижения психиатрии и неврологии».

По мнению обоих исследователей, САЗ подвергается критике и, что еще хуже, существует ложная информация о целях, методах и ходе терапии или образовательной деятельности. Некоторые из них, вероятно, являются результатом недостатка знаний о современной поведенческой психологии и изменениях, произошедших в ее развитии, но их последствия могут ввести в заблуждение получателей.

Между тем, САЗ постоянно развивается. «Создаются новые методы терапии и терапевтические приемы (например, метод вербального поведения или модель поддержки позитивного поведения). Но прежде всего подходы к терапии, в которых преобладают проактивные методы, работают в естественных условиях (в том числе в связи с современными знаниями в области психологии развития)» и методы, основанные на положительном подкреплении.

Поведенческие методы дискредитируются на основании отдельных случаев негативного опыта борьбы с туберкулезом, что также может привести к «стигматизации родителей и опекунов людей с расстройствами аутистического спектра и другими проявлениями нейроразнообразия, которым выгодна эффективная и этически проведенная туберкулезная программа».

По мнению исследователей, чтобы избежать неадекватной терапии, важно получить образование на самом высоком уровне:

  • поведенческие аналитики;
  • поведенческие терапевты;
  • психологов и педагогов, а также подвергая их работу постоянному контролю.

Читайте также: Игры и занятия для детей с аутизмом

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here