Постепенный отказ от загрязняющих технологий может временно замедлить рост производительности и вызвать инфляционное давление. Если центральные банки решат «игнорировать» это явление и допустят временное повышение инфляции, инфляционные ожидания могут потерять якорь.

В свою очередь, ограничительная денежно-кредитная политика может привести к безработице. А также сокращению инвестиций в чистые технологии и нанести потенциально долговременный ущерб ВВП и переходу к зеленой экономике. Лучшим способом решения этих дилемм может стать фискальная и кредитная политика, поддерживающая экологические инвестиции.

Нашей отправной точкой – в духе аргументов Жана Пизани-Ферри и Сельмы Махфуз (Пизани-Ферри и Махфуз, 2023) – является предположение о том, что трансформация потребует структурных преобразований в наших экономиках – перехода от загрязняющих технологий к чистым технологиям.

переход к зеленой экономике

Экологические нормы, ограничивающие использование загрязняющих технологий, повысят относительную цену «грязных» товаров по сравнению с «чистыми». Если «зеленые» технологии не будут разработаны и внедрены достаточно быстро, ограничение доступа к «грязным» технологиям будет препятствовать росту производительности. Мы утверждаем, что эти факторы поставят центральные банки перед «зеленой дилеммой».

Инфляционные эффекты зеленой трансформации

Предметом наших рассмотрений является экономика, в которой для производства используются два вида промежуточных товаров: «чистые» и «грязные». «Чистые» товары производятся с использованием экологически чистых технологий, тогда как производство «грязных» товаров оказывает негативное воздействие на природную среду. В духе новой кейнсианской традиции денежно-кредитная политика имеет реальные последствия благодаря номинальной жесткости (зарплаты).

Мы моделируем зеленую трансформацию, понимаемую как постепенное снижение лимитов производства, то есть ограничение поставок «грязных» товаров. Это может принять форму ограничения выбросов углерода, установленного экологическими нормами, например, ограничения выбросов, установленного Схемой торговли выбросами ЕС. Или даже введения налога на выбросы углерода для сокращения выбросов в определенном масштабе. Мы делаем основное предположение, что законодатели интернализируют издержки изменения климата в долгосрочной перспективе, хотя мы не моделируем это напрямую.

Поскольку экологические нормы/нормативы становятся более строгими, ограничения на поставку «грязных» товаров вступают в силу на все более низких уровнях занятости. Как следствие, более длинный участок кривой Филлипса становится круче.

Это наблюдение имеет два важных следствия. Во-первых, во время «зеленого» перехода центральные банки столкнутся с драматической дилеммой выбора между уровнем инфляции и занятости. Во-вторых, экономические колебания, вызванные шоком спроса, могут вызвать высокую изменчивость инфляции.

Периоды высокого совокупного спроса связаны с активизацией ограничений на предложение «грязных» товаров, что вызывает резкий рост их относительных цен и общую инфляцию. Однако когда совокупный спрос низок и ограничение предложения «грязных» товаров не работает, инфляция несколько снижается – хотя и недостаточно, чтобы компенсировать рост инфляции во время бума спроса.

Зеленая дилемма центральных банков

Таким образом, мы можем определить дилемму, с которой столкнутся центральные банки во время «зеленой трансформации».

Одна из возможностей – «не заметить» инфляционный шок, вызванный отказом от «грязных» технологий. Преимущество этого подхода состоит в том, что временное увеличение инфляции ускоряет рост относительных цен на грязные товары, необходимые для поэтапного отказа от этих технологий.

Более того, политика «незаметности» гарантирует высокую занятость в период трансформации. Однако существует (хотя мы и не моделировали его в явном виде) риск того, что высокая инфляция может ослабить инфляционные ожидания.

Второй вариант – принятие жесткой денежно-кредитной политики, которая подавит инфляционный импульс, связанный с «зеленой трансформацией». Проблема с этой стратегией, однако, заключается в том, что поддержание инфляции на целевом уровне требует значительного избытка свободных мощностей и поддержания значительной безработицы.

Кроме того, резкая денежно-кредитная политика будет препятствовать инвестициям, что, с одной стороны, приведет к постоянным потерям производительности и ВВП, а с другой стороны, замедлит переход к чистой экономике.

Роль зеленой фискальной и кредитной политики

Как мы видим, «зеленая трансформация» может стать серьезной проблемой для центральных банков. Ключом к эффективной трансформации может стать координация денежно-кредитной, фискальной и кредитной политики, позволяющая «озеленить» наши экономики при сохранении высокой экономической активности и низкой инфляции. Мы считаем, что ключевую роль здесь могут сыграть бюджетные субсидии и кредитная политика, поддерживающая «зеленые инвестиции».

Мы предполагаем, что денежно-кредитная политика является достаточно ограничительной, чтобы удерживать инфляцию на целевом уровне в течение переходного периода. В то время как бюджетные субсидии и целевая кредитная политика защищают зеленые инвестиции от негативного воздействия ужесточения денежно-кредитной политики.

Стоит обратить внимание на два взаимоотношения. Во-первых, субсидирование «зеленых» инвестиций помогает удерживать инфляцию на низком уровне, несмотря на стремительную «зеленую трансформацию». Во-вторых, потери производства, необходимые для удержания инфляции на целевом уровне, гораздо меньше и преходящи.

Это связано с тем, что проэкологическая фискальная и кредитная политика нейтрализует вредное воздействие ужесточения денежно-кредитной политики на производительность и производство в среднесрочной перспективе. Более того, быстрый рост производительности в «зеленом секторе» оказывает дезинфляционный эффект, а это означает, что центральным банкам не нужно проводить столь ограничительную монетарную политику, чтобы удерживать инфляцию в пределах целевого показателя.

Подводя итог, можно сказать, что действия властей в пользу экологических инвестиций могут быть выгодными не только потому, что они позволяют совместить отказ от «грязных» технологий с солидным повышением эффективности. Они также могут оказаться полезными в стабилизации макроэкономики в качестве дополнения к традиционной денежно-кредитной политике. И, следовательно, гарантировать высокую экономическую активность и низкую инфляцию в период «зеленой трансформации».

Читайте на тему: Поворотный момент в денежно-кредитной политике

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here