В части абстракции можно выделить в основном органические и геометрические направления, представленные художниками мирового уровня, с Василием Кандинским, Питом Мондрианом и Казимиром Малевичем в авангарде. Абстракция, т.е. нерепрезентативное, нефигуративное или беспредметное искусство – это направление, которое одни любят, а другие наоборот.
Его появление в творчестве художников ХХ века стало настоящей революцией в представлениях об изобразительном искусстве. Хотя оно существовало наряду с другими течениями и направлениями, именно оно долгое время играло первую скрипку на художественной сцене.
Откуда взялась абстракция
Абстракция родилась не в один день. С тех пор, как появилась фотография, роль искусства в запечатлении реальности уменьшалась. Начиная с импрессионизма, сменявшие друг друга направления конца 19 – начала 20 веков постепенно отходили от реализма. Значительное место среди них занимает кубизм, отвергающий применявшиеся до сих пор принципы перспективы и порывающий с традиционным взглядом на мир.
Поворотным пунктом в развитии абстракции стала деятельность Василия Кандинского, создавшего первые полностью абстрактные акварели в 1910 году. А в 1912 году сформулировавшего их теоретические основы в трактате «О духовности в искусстве». Это были размышления о роли художника, философии творчества, влиянии цвета и формы, в которых он также обращался к другим художественным областям, главным образом к музыке. Так абстракционисты пытались создать не просто новый тип изображения, а универсальный язык искусства, соответствующий времени, в котором они жили.
Абстракцию можно разделить на:
- Органическая, (негеометрическая) абстракция – экспрессивная и лирическая, выражающая переживания художника, которые, кроме Кандинского, представлял в живописи, например, Пауль Клее. Работы в этой условности создаются из свободных, неправильных форм, напоминающих органические формы, полученные от природы.
- Геометрическая абстракция – оперирование геометрическими формами, являющееся результатом интеллектуальных и научных размышлений художников. Неопластицизм, представленный Питом Мондрианом, был связан с этим видом искусства, конструктивизм – создан в т.ч. Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата на белом фоне» и теории супрематизма.
Стили, создатели, группы
Помимо упомянутых выше художников, многие авторы работали в абстрактном стиле. Они сформировали группы, такие как основанные в 1930 году в Париже, образованные в результате противостояния сюрреализму. Cercle et Caree или Abstraction Creation годом позже, продолжая свою деятельность и продвигая абстрактное искусство посредством групповых выставок.
В Нидерландах Мондриан основал группу de Stijl. Абстракция нашла свое отражение и в представлениях Баухауза. Интересным явлением был русский лучизм (районизм), созданный в 1912 году Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.
Абстракция в США
В 1940-е годы в искусстве США появились тенденции, которые можно назвать абстрактным экспрессионизмом, восходящими к творчеству Джексона Поллока. Он писал абстрактные композиции, спонтанно и машинально наливая краску на холст. Живопись этого типа иначе называлась живописью жеста, живописью действия или информелем, а ее европейским эквивалентом был ташизм.
В рамках абстрактного экспрессионизма возникла и живопись цветового поля. Его главным создателем был Марк Ротко. Картины создавались путем нанесения крупных цветовых пятен, в них стремились получить иллюзию безграничных пространств, они ассоциировались с мистикой и одухотворенностью.
Абстракция в скульптуре и архитектуре
Абстракция не ограничивается только двумя измерениями. Скульптура и архитектура также являются важными его частями. Свободные скульптурные композиции из неправильных форм или геометрических тел на основе математических расчетов создавались как в малых размерах, так и в больших форматах. Они предназначены, например, для демонстрации в общественном пространстве, а также архитектурные реализации, отсылающие к актуальным направлениям изобразительного искусства.
Органическую абстракцию, состоящую в создании форм, основанных на природе, но без ее буквального воспроизведения, представляли, например, Константин Бранкузи или Генри Мур. А движение к абстрактной скульптуре ввел Александр Колдер, предшественник кинетической скульптуры. Органическая абстракция в архитектуре присутствует благодаря таким художникам, как Эрих Мендельсон, автор башни Эйнштейна в Потсдаме, или современный архитектор Фрэнк Гери, автор Музея Гуггенхайма в Бильбао.
В свою очередь, он был связан, в частности, с конструктивизмом. Наум Габо, автор металлических и пластических композиций, а также польский скульптор Катажина Кобро, чьи «Пространственные композиции» являются одним из самых выдающихся произведений польского авангарда. Примером геометрической абстракции в архитектуре является дом Геррита Ритвельда в Утрехте, построенный по принципу неопластицизма.
Что дальше с абстракцией
После «золотого века» нерепрезентативных работ 1960-х пришло время вернуться к миметизму. Такие тенденции, как новая фигурация, поп-арт или чрезвычайно реалистичный гиперреализм, дали искусству новое направление. Однако они никогда не заставляли абстракцию исчезать, примером чего может служить оп-арт или минимализм.
Современное искусство во многом опирается на достижения авангарда ХХ века, проложившего дорогу смелым и бескомпромиссным художественным поискам и продолжающего оставаться для него неисчерпаемым источником вдохновения.
Читайте также: Импрессионизм: самое популярное направление живописи в мире