Некоторые дети с радостью начинают школьные приключения, быстро находят друзей и с радостью встают каждое утро. Однако иногда случается, что ребенок не хочет идти в школу – плачет, идет неохотно и недоволен.
Когда ребенок не хочет идти в школу, самое главное выяснить причину этого, иначе его сложно поддержать. Причин этому может быть много, но, к счастью, дети этого возраста могут объяснить происходящее гораздо лучше, чем, например, дошкольники. Вот почему так важно начать с разговора с главной заинтересованной стороной – ребенком. Однако спрашивать информацию стоит и в школе – у учителей.
Почему ребенок не хочет идти в школу
Разговаривая с ребенком, стоит в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы его выслушать. Если родитель начинает с того, что убеждает его, объясняет свои причины или забрасывает ребенка аргументами, очень сомнительно, что он поможет ему таким образом. В такой ситуации ребенок может лишь чувствовать, что его проблемы, страхи или чувства, связанные со школой, не имеют значения.
Вместо этого стоит дать ребенку время раскрыться и рассказать ему, что происходит, терпеливо выслушать его и проявить к нему много сочувствия. Не стоит преуменьшать его страхи («Да ладно, это пустяки»), высмеивать и стыдить его («Он такой большой мальчик, но он боится») или угрожать или шантажировать его.
Кроме того, вознаграждение ребенка за посещение школы не сработает в долгосрочной перспективе, поскольку оно заставит ребенка стремиться к награде и не создаст у него собственной внутренней мотивации к этому. Часто бывает, что после разговора, полного тепла и сопереживания и определения того, что поможет ребенку чувствовать себя в безопасности, ребенок решает, что хотел бы пойти в школу.
Однако бывает и так, что ребенку требуется больше поддержки, чем просто разговор. Причиной низкой мотивации идти в школу может быть то, что то, что там делается, не вызывает у него интереса и ему просто скучно. Это происходит, когда выполняемые задания слишком сложны или слишком просты для ребенка. О такой ситуации стоит поговорить с учителем, который может либо поддержать ребенка, когда ему это слишком сложно, либо дать ему другие задания, более соответствующие его умениям.
Помощь со стороны
Иногда даже случается, что после консультации с педагогом и психологом стоит принять решение о переносе обязательного школьного обучения на год или переводе ребенка в другую возрастную группу. Однако сначала следует проверить, нет ли у ребенка проблем, затрудняющих обучение (плохо развитая моторика, нарушения зрения, ослабленный мышечный тонус, проблемы со зрительной или слуховой обработкой или вниманием). Поэтому всегда стоит обратиться к специалисту, который поможет его оценить и подготовить план поддержки ребенка.
Слишком много работы и стресс также могут быть проблемой. Для некоторых детей это не означает, что им необходимо посещать внеклассные занятия пять раз в неделю — например, высокочувствительные дети могут чувствовать усталость и перевозбуждение от ежедневного посещения школы.
В такой ситуации стоит посмотреть на распорядок дня ребенка, с какими стрессорами он сталкивается, и постараться максимально их устранить. Книга «Саморег» может оказаться очень полезной в этом виде анализа. Иногда также стоит найти школу поменьше, с меньшими группами и меньшим шумом.
Конфликты со сверстниками или учителями также могут привести к потере желания ребенка ходить в школу. В такой ситуации ребенок нуждается в большой поддержке и принятии со стороны родителя, а также в укреплении его или ее социальных компетенций. Однако иногда ситуация обостряется и школу приходится менять.
Способы мотивации
Дети, которые не хотят идти в школу, часто не представляют, как там будет. Иногда они строят свое видение на основе сказок или негативных рассказов окружающих о тяжелой учебе и ужасных учителях. Поэтому стоит заранее поговорить с ними и показать, что школа может быть интересной. Вы можете рассказать о друзьях, которые у вас были с начала учебы в школе, или о хороших вещах, которые вы помните. Также будут полезны книги или сказки на эту тему, например о Франклине.
Иногда полезно познакомиться с ребенком из класса и вне школы, чтобы ребенок смог наладить отношения, и тогда ему было легче акклиматизироваться в школьной группе. Страх внезапно встретить много новых людей не является чем-то необычным даже для взрослых, не говоря уже о маленьком ребенке.
Другим детям помогают совместные приготовления, включающие покупки в школу и выбор необходимых вещей, таких как пенал, рюкзак, ланч-бокс, бутылка с водой или обувь. Благодаря этому поход в школу становится скорее приключением, и ребенок может лучше представить, как там будет, ведь у него есть с собой некоторые материальные предметы.
Читайте на тему: Как подготовить ребёнка к школе: практические советы