Создаваемый фонд помощи является частью государственного щита для заемщиков, но он должен обслуживать в основном кредиторов – банки. В этом есть некий парадокс, поскольку они сами его выдумывают. Более того, компания, которая управляла фондом, была создана теоретически добровольно, а фактически по указке властей.

фонд финансовой помощи

Понятно, что банки несут определенную ответственность за чрезмерно легко выдаваемые ипотечные кредиты – зачастую за пределами реальных возможностей клиента, которые они часто понимали лучше, чем сам клиент.

С другой стороны, банки жизненно заинтересованы в поддержании финансовой ликвидности своих заемщиков. Худшее, что может произойти в результате продолжающейся серии повышений процентных ставок, это волна банкротств потребителей и крах рынка недвижимости. Они потеряют гораздо больше, чем стоимость правительственного плана. И не только те, что связаны с фондом помощи.

В-третьих, в своих предложениях по ипотечным кредитам они коллективно заменяют плавающие процентные ставки фиксированными (как реакция на очень четкий сигнал премьер-министра). Поэтому им нужен финансовый буфер на случай, если это решение принесет им убытки.

Государственный щит для заемщиков и кредиторов

Государственный щит для заемщиков состоит из трех компонентов. Таковы или в свете анонса будут:

  • кредитные каникулы — бесплатная приостановка платежей в рассрочку;
  • новая процентная ставка по кредиту;
  • финансовая помощь в виде льготных кредитов.

И это, наверное, кредиты и безвозвратные переводы, но не для людей с финансовой головной болью (как в случае с Фондом поддержки заемщиков), а для банков, средства, собранные в фонде помощи, должны быть использованы.

Как должен работать фонд помощи

Фонд помощи, или фонд укрепления устойчивости банковского сектора, по сути является добровольной системой институциональной защиты, которая давно обсуждается в банковском сообществе. Он заключается в том, чтобы действовать таким образом, чтобы, если один из коммерческих банков столкнулся с серьезными финансовыми трудностями (например, с банкротством), он мог спасти себя с помощью финансового вливания из фонда.

С одной стороны, фонд помощи напоминает работу Фонда банковского гарантирования (где для обеспечения вкладов используются соответствующие резервы). С другой — в нем есть что-то страховое (банки платят определенные взносы, чтобы иметь возможность получить помощь, если необходимо).

Что на самом деле получат банки от фонда помощи

В следующем и запланированном на 2024 год банки покрывают расходы фонда помощи. Это влияет на их баланс, на цену акций и раздражает акционеров. В то же время, однако, у него есть три относительных преимущества.

Первый – это страховка от сценария кризиса 2007-2009 годов. Эта катастрофа была вызвана невыплаченными ипотечными кредитами, взятыми для покупки недвижимости по значительно завышенным ценам.

Второй – сильная поддержка в случае, если кредиты с фиксированной процентной ставкой окажутся для них невыгодными.

А третий? По мнению экспертов, банки смогут вычитать платежи в фонд помощи из взносов в ФГБ и учитывать их как налоговые расходы. Это не означает чистой прибыли, но уменьшает действительное бремя этих расходов, по крайней мере, наполовину.

Читайте также: Снижение ставок по депозитам: почему украинцы все равно несут деньги в банки

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here