О растущей значимости политики поддержки семьи в развитых странах свидетельствует тот факт, что в 2015 году более 50 стран признали естественный прирост своей целью. Более того, в период с 1986 по 2005 год число стран, стремящихся повысить уровень рождаемости, утроилось. В свою очередь, с 1990 года в странах ОЭСР доля расходов на семейную политику увеличилась с 1,5% до 2,3% ВВП. Это означает, что они росли быстрее, чем общая сумма, потраченная на социальные цели.

Аналогичную тенденцию мы наблюдаем в странах Европейского Союза. В период с 2000 по 2020 год реальные расходы на семейную политику увеличились на 50,4 процента. В результате в 2020 году на пособия, связанные с поддержкой семьи, было потрачено почти 340 млрд евро. Это составляет 8,3 процента всех социальных расходов и около 2,5 процента ВВП.

политика поддержки семьи

Демографический кризис в Европе

Акцент на политике поддержки семьи в ЕС является результатом серьезного демографического кризиса. По данным Евростата, коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину репродуктивного возраста) в странах ЕС снижался с середины 1960-х годов до начала XXI века.

В первом десятилетии XXI века тенденция на некоторое время изменилась. Однако временный рост коэффициента рождаемости прекратился в 2010 году (когда он достиг 1,57). Во втором десятилетии XXI века наблюдались колебания, но ситуация не улучшалась. В 2021 году указанный выше показатель в Европейском союзе составил 1,53 на женщину, что немного ниже показателя 2010 года. Таким образом, перелома тенденции не произошло.

Ситуация в отдельных странах ЕС

К странам с самыми высокими показателями рождаемости в Евросоюзе относятся Франция и Чешская Республика (данные за 2021 год). Внизу – Мальта и Испания.

Уровень рождаемости во Франции по-прежнему недостаточен для обеспечения воспроизводства поколений. Тем не менее, эта страна выгодно выделяется на фоне других стран ЕС. С чем это может быть связано? Во-первых, из-за относительно быстрой реализации просемейной политики (в то время, когда большинство европейских стран еще не задумывались об этом). Во-вторых – от его вдумчивой натуры. Штат Сена сочетает финансовые выгоды с другими системными решениями.

Франция тратит около 4 процентов своего ВВП на политику, благоприятствующую семье, включая отпуск по уходу за ребенком, семейные пособия и особую поддержку по уходу за маленькими детьми, что позволяет французским матерям маленьких детей быстро возвращаться на работу.

Конечно, связь между высоким уровнем рождаемости во Франции и ее семейной политикой может быть совпадением. Однако, похоже, системные, долгосрочные и продуманные решения способствуют улучшению ситуации на Сене. Иммиграция также играет значительную роль. Тем не менее, французский пример вызывает интерес и может вдохновить другие страны.

В свою очередь, Чешская Республика, которая в 2021 году заняла второе место в ЕС по уровню рождаемости, также уделяет особое внимание политике в поддержку семьи. Как мы читаем в  отчете «Чешский демографический успех», подготовленном «Институтом поколения», именно Чешская Республика может похвастаться самым высоким ростом рождаемости в ЕС (и в Европе в целом) в XXI веке. С 1,17 ребенка на женщину в 2002 году до 1,71 в 2020 году.

По словам Михала Кота, директора вышеупомянутого института, «Чешская Республика создала собственную, оригинальную модель семейной политики. В стране есть интересные решения, особенно в области баланса между работой и личной жизнью».

Отрицательные примеры – Мальта и Испания

В то время как Франция и Чехия находятся на переднем крае демографической ситуации в ЕС, Мальта отстает. Коэффициент рождаемости на Мальте составляет 1,13 на женщину, что является самым низким показателем в ЕС.

Демографические трудности Мальты являются результатом не только недостаточной семейной политики, но и ошибочного подхода к социальным вопросам в целом. Как отмечает Марио Томас Вассалло, проблема на Мальте заключается в исчезновении семейных связей.

Мальтийцы помещают пожилых людей в дома престарелых и чрезмерно прибегают к услугам сиделок. Их экономика также становится зависимой от притока иммигрантов. Интересно, что даже местные студенты считаются проблемой из-за выплачиваемой им стипендии. Вот почему мальтийцы предпочитают привлекать не только рабочих, но и студентов со стороны.

Социолог Бриджит Борг, в свою очередь, видит во всем этом тревожную тенденцию стремления к немедленному удовлетворению вместо размышлений о будущем. Именно эта недальновидная политика, отсутствие заботы о будущих поколениях способствуют демографическому кризису на Мальте.

Проблемы Испании

В Испании в 2021 году рождаемость составила 1,19 ребенка на женщину — второй самый низкий показатель в ЕС. Семейная политика в  Испании не отличается особым успехом. Несмотря на годы демографических проблем, страна не приняла решения о внедрении серьезной государственной поддержки семей. Хотя пособие на ребенка, существовавшее в период с 2000 по 2017 год, вероятно, способствовало росту рождаемости на 3 процента, власти отменили его в 2017 году.

Ситуацию не спасает высокий уровень безработицы, который сохраняется на уровне нескольких процентов. Кроме того, происходят культурные изменения, идущие в том же направлении, что и на Мальте, – в сторону ограничения важности семьи. Все это затрудняет как для мальтийцев, так и для испанцев преодоление негативных последствий текущей демографической ситуации. Похоже, единственным выходом из положения является проиммиграционная политика.

Соединенные Штаты и нежелание поддерживать семейную политику

Поучительные примеры, в основном негативные, можно найти и за рубежом. Соединенные Штаты – одна из немногих, а возможно, и единственная, развитых стран, где не введен отпуск по уходу за ребенком. Во многих случаях такая ситуация делает материнство невозможным. Поэтому неудивительно, что 71 процент родителей в Соединенных Штатах поддерживают введение правил, разрешающих отпуск по уходу за ребенком продолжительностью несколько недель.

Еще одной серьезной проблемой для американцев являются правила, которые способствуют распаду браков, особенно среди низших социальных слоев.

Как отмечают Бенджамин Пэрис и Джейми Брайан Холл из аналитического центра The Heritage Institute, в американских штатах Юта, Миссури, Небраска, Северная Дакота, Южная Каролина, Теннесси и Техас мать-одиночка, зарабатывающая 20 000–33 000 долларов в год, может воспользоваться бесплатным детским садом.

Однако если она выйдет замуж за мужчину, зарабатывающего 23 000 долларов в год (исключительно мало по американским меркам), это право будет утрачено. По оценкам экспертов Института наследия, это приводит к потерям около 5000 долларов в год.

Похожая ситуация наблюдается в штате Арканзас. Там пара, каждый из членов которой зарабатывает 35 000 долларов в год, должна платить около 6000 долларов в год за детский сад. Однако если она не вступит в брак, эти расходы для нее не учитываются. Не нужно быть гением социальных наук, чтобы понять, что подобные социальные договоренности не способствуют заключению и поддержанию браков.

Льготы или налоговые льготы

В Соединенных Штатах и ​​Европе продолжаются дебаты о видах государственной поддержки семей. Хотя преимущества часто необходимы, стоит рассмотреть альтернативу. Разве сокращение фискального и иного бремени не станет наибольшей помощью для семей?

Сторонники такого подхода указывают на непропорционально высокую стоимость некоторых семейных программ по сравнению с получаемыми выгодами. Например, Мелисса Кирни и Филип Левин, цитируемые в  отчете Института Катона, отмечают, что увеличение детских субсидий на 250 миллиардов долларов в год приведет к росту рождаемости всего на 0,2 процентных пункта — с 1,6 до 1,8 ребенка на одну женщину (пример США).

Это непропорционально мало по сравнению с имеющимися ресурсами, особенно с учетом того, что уровень замещения поколений составляет 2,1. Между тем сумма в 250 миллиардов долларов США поистине космическая. Так не лучше ли было бы вместо того, чтобы требовать эти астрономические суммы денег, просто сократить расходы для родителей?

Политика поддержки рождаемости и семьи должна включать прямые выплаты семьям или разработку новых программ социальных расходов. Но во многих странах эта политика оказалась дорогостоящей и неэффективной в повышении и поддержании рождаемости на уровне воспроизводства. Вместо того чтобы копировать дорогостоящие и неэффективные международные инициативы, политики должны признать, что действительно политика поддержки семьи означает меньше правительства, а не больше».

В таком подходе есть определенная обоснованность, хотя он и кажется чрезмерно упрощенным. В некоторых случаях избежать получения пособий невозможно, особенно в случае малообеспеченных семей.

Наконец, стоит отметить, что деньги – не единственный фактор, влияющий на рождаемость. Не менее важны: чистый воздух, низкая преступность, уровень безопасности и высокий уровень образования. В этих вопросах, возможно, даже больше, чем в случае денежных пособий, важна поддерживающая роль местных органов власти и государства по отношению к семье. Кроме того, как уже упоминалось, огромную роль играют культура и семейные ценности.

Читайте на тему: Семейный кризис или его трансформация

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here