Идея оснащения грузовиков ретардером проста – как максимально эффективно замедлить тяжелую машину на горных участках. Длительные спуски требуют, чтобы грузовик постоянно удерживался от набора скорости. Если торможение двигателем способно эффективно остановить легковой легковой автомобиль, то в случае поезда массой в несколько десятков тонн или автобуса, полного пассажиров, сделать это гораздо сложнее. На помощь приходит ретардер, разгружающий основную тормозную систему.
Ретардер в грузовых автомобилях
Ретардер, применяемый в грузовых автомобилях, тягачах и автобусах, является одним из узлов, поддерживающих фрикционные тормоза – дисковые или барабанные. Тормоз непрерывного действия может работать независимо или совместно с рабочим тормозом.
Как тормозит ретардер? Его работа основана на замедлении приводного вала, который соединен с колесами автомобиля. Поэтому он не тормозит всеми колесами, а только ведущими – это имеет большое значение в контексте сохранения устойчивости автомобиля. Эффективность ретардера зависит от частоты вращения двигателя, поэтому стоит поддерживать ее выше 1600 об/мин.
Принцип работы ретардера зависит от его типа. Основными типами ретардеров грузовых автомобилей и автобусов являются:
- двигатель-замедлитель – все менее используемый тип замедлителя. Это устройство, установленное на выпускном отверстии двигателя, которое использует противодавление выхлопных газов для торможения. Установленная в выхлопе заслонка повышает эффективность торможения двигателем;
- гидрокинетический замедлитель – несовершенные выхлопные замедлители все чаще заменяются гидравлическими. В этом случае тормозным фактором приводного вала является масло, связывающее вал с невращающимся телом. Он работает аналогично гидротрансформатору, используемому в автомобилях с автоматической коробкой передач, за исключением того, что он отвечает за торможение, а не за движение автомобиля. Кинетическая энергия замедляющегося автомобиля преобразуется в тепло, поэтому ретардеры оснащаются дополнительными охладителями. Их также можно охлаждать охлаждающей жидкостью двигателя и использовать основной радиатор автомобиля;
- электромагнитный замедлитель – этот тип замедлителей воздействует непосредственно на приводной вал и использует работу генератора электродвигателя. Электромагнитный замедлитель работает по принципу вихревых токов, противоположных направлению вращения вала. Роторы, расположенные на приводном валу, вращаются в наборе электромагнитов, прикрепленных к раме автомобиля, коробке передач и ведущему мосту, которые составляют статор. Электромагнитное торможение также выделяет большое количество тепла, поэтому данный тип замедлителя также оснащен системой охлаждения – с помощью лопаток или охлаждающей жидкости.
Для чего используется ретардер
Вопреки внешнему виду, важнейшей задачей горного тормоза является не столько торможение автомобиля, сколько поддержание постоянной скорости. Предотвратить чрезмерное ускорение автомобиля на горных участках может быть сложно, а использование только стояночного тормоза может привести к перегреву накладок и дисков. Результатом перегрева тормозов является полная потеря тормозной мощности, что часто является причиной опасных аварий в автобусах и грузовых автомобилях.
Поэтому ретардер особенно полезен на длинных участках со средним уклоном, когда скорость автомобиля относительно высока. На очень крутых серпантинах, где скорость автомобиля небольшая, его необходимо дополнительно поддерживать фрикционными тормозами на колесах. Силу замедления можно регулировать автоматически контроллером системы EBS или вручную. Водитель активирует ретардер с помощью переключателя или рычага, расположенного в кабине или на рулевом колесе.
Когда можно использовать ретардер
Польза от регулярного использования замедлителя может быть весьма ощутимой. Если не использовать основные тормоза при замедлении автомобиля, срок службы тормозных накладок, дисков и тормозных барабанов увеличивается. Конечно, наибольшей экономии можно добиться, когда автомобиль часто эксплуатируется в горной местности. При движении по ровной дороге на шоссе возможностей использовать ретардер меньше.
Несмотря на множество преимуществ ретардера, не каждый водитель умеет им пользоваться. Некоторые люди также не знают, что такое ретардер. Использование горного тормоза на грузовиках и автобусах не является обязательным. Поэтому стоит регулярно практиковать умение использовать ретардер, желательно на прямых и длинных участках дороги. Если асфальт покрыт снегом или льдом, включение ретардера может привести к пробуксовке колес, поломке агрегата и потере управления автомобилем. Очень важно знать, когда нельзя использовать замедлитель.
Если автомобиль оснащен EBS, ретардер может включиться автоматически при легком нажатии на педаль тормоза. Также, в некоторых автомобилях контроллер поддерживает скорость и тогда, когда не нажат тормоз.
В чем разница между ретардером и интардером
В некоторых грузовиках можно встретить немного другое устройство, а именно интардер. Однако работа устройств не сильно отличается и главное отличие – это конструктивные решения. Интардер соединен с коробкой передач и использует трансмиссионное масло для смазки коробки передач при торможении.
Однако ретардер представляет собой отдельное устройство, установленное рядом с коробкой передач и имеющее отдельный масляный контур. Оба решения обеспечивают высокую эффективность, а способ работы водителя аналогичен.
Моторный тормоз и ретардер – различия
Также может быть сложно отличить моторный тормоз от моторного замедлителя. Эти термины часто используются как синонимы, поэтому иногда сложно угадать, о какой системе идет речь. Однако различия в производительности заметны.
Замедлитель двигателя использует давление выхлопных газов для торможения автомобиля, а моторный тормоз, используемый в дизельных двигателях, замедляет работу двигателя за счет увеличения внутреннего сопротивления двигателя. Открытие выпускных клапанов сразу после сжатия позволяет затормозить двигатель сжатым в цилиндрах воздухом. Недостатком моторного тормоза является его очень громкий шум. Это зависит от того, сколько цилиндров участвует в торможении двигателем.
Независимо от того, какой тип ретардера установлен на вашем автомобиле, стоит с ним познакомиться поближе. Хотя на равнинной местности он может быть бесполезен, на горных серпантинах он будет неоценим. Прежде чем отправиться в горный маршрут, проверьте его работу и убедитесь, что он работает правильно. Рабочие тормоза во многих случаях недостаточны.
Читайте также: Тормозные колодки и диски: можно ли на них экономить