ИТ-индустрия уже несколько десятилетий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Хотя в последние месяцы наблюдается замедление развития сектора новых технологий, что выражается в снижении спроса на сотрудников, эксперты не сомневаются в перспективах его развития и стратегической важности. С точки зрения рынка труда это означает две вещи:
- возможности трудоустройства и развития работников;
- необходимость для работодателей приобретать новые компетенции и специалистов.
Стоит подчеркнуть, что постоянно появляются новые инструменты и решения. Именно поэтому так важно диагностировать и отслеживать ситуацию на рынке труда, чтобы ИТ-сектор мог плавно развиваться и удовлетворять потребности других отраслей. Это в конечном итоге важно для всей экономики. В этом могут помочь анализы и исследования, выявляющие направление изменений.
Три ключевых фактора
Исследование, подготовленное в этом году Отраслевым советом по ИТ-компетенциям, лишь усиливает тезис о том, что тенденции изменения компетенций и квалификации сотрудников ИТ-сектора будут определяться развитием искусственного интеллекта, машинного обучения и автоматизации.
Онj также указывает, какие новые компетенции и навыки станут желательными в результате. Обычно 85 процентов респондентов считали, что благодаря развитию искусственного интеллекта и машинного обучения новые компетенции и квалификации станут очень необходимыми. 72 процента отметили, что автоматизация бизнес-процессов приведет к значительному увеличению спроса на новые навыки.
Когда речь заходит о том, какие компетенции потребуются в связи с внедрением решений с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения при создании, тестировании, внедрении и использовании программного обеспечения. Работодатели чаще всего указывали машинное обучение (68%), Python (61%) и опыт работы с библиотеками обработки данных и искусственного интеллекта (56%). В список также вошли создание автотестов (41%) и автоматизированное тестирование (37%).
Компетенции, указанные в списке, позволят специалистам вести инновационные проекты, создавать интеллектуальные решения и поддерживать развитие компаний в цифровую эпоху.
При этом большинство опрошенных компаний подчеркивают, что благодаря внедрению новых решений ранее ценившиеся компетенции не потеряют своей значимости. Хотя сфера их применения изменится. Те, кто считает иначе, указывают, что это может относиться. Например, к ведению и поддержанию документации и работе в средах программирования и разработки или методологиях работы.
Потребности в компетентности, связанные с повторяющимися действиями, потеряют свою значимость. Однако они получат знания о существующих и новых инструментах. А также смогут включать новые инструменты в свои повседневные задачи (например, с помощью GitHub Copilot).
Пытаясь ответить на вопрос, какие специалисты будут наиболее интересны, почти половина компаний полагают, что для программистов наступают хорошие времена. В связи с изменениями на рынке ИТ они станут более востребованными. Тем более, что только 20 процентов респонденты заявили, что не намерены внедрять решения с использованием искусственного интеллекта.
Какие ожидания у работодателей в этом отношении
Они отмечают, что необходимо повышать квалификацию и компетенции сотрудников, уже присутствующих на рынке. И менять модель образования тех, кто будет на него выходить. Почти 80 процентов респонденты указали, что рассчитывают на доступ сотрудников к профильным курсам. А 61 процент ожидает изменений в учебных программах государственных образовательных учреждений. Работодатели решили, что софинансирование образования из государственных средств также будет полезным.
Работодатели ожидают от будущих ИТ-сотрудников, помимо как минимум нескольких лет коммерческого опыта, умения решать проблемы и работать в команде, независимости и хорошего знания технологий, необходимых работодателю. Чаще всего ищут людей обычного, старшего и ведущего уровней, т. е. с хотя бы средними знаниями в сфере ИТ.
Читайте также: ИТ-индустрия: кто такие цифровые кочевники и как они работают