Наказания – это часть доминирующей модели обучения, которая не дает ребенку чувствовать себя в безопасности и в заботе. Бурные эмоции и поведение, такие как гнев, разочарование, агрессия, могут быть результатом неудовлетворенных потребностей, беспомощности и чувства непонимания.
Родитель хочет тишины и покоя, поэтому он шантажирует ребенка тем, что, если тот не успокоится, то будет наказан или, например, не выполнит обещание пойти вместе в кино. В результате дети привыкают подавлять свои эмоции и потребности, а не учатся выражать их так, чтобы их можно было услышать.
Наказания и награды за воспитание ребенка имеют свою цену
Какие затраты несет ребенок, уступая своему родителю из-за страха наказания? Он отказывается от собственного комфорта, чтобы не потерять то, что ему небезразлично: обещание родителей. Однако подавленное разочарование не проходит, ребенок остается наедине с чувством, что это не важно. Некоторые дети перестают проявлять эту эмоцию и превращают ее в плач, потому что он более понятен и вызывает жалость.
Гнев важная эмоция, она сообщает о неудовлетворенных потребностях. Когда кто-то пересекает наши границы, у нас появляется энергия, чтобы защитить себя в чрезвычайной ситуации. Это естественный механизм появления гнева.
Хорошие дети растут, сосредоточившись на других, игнорируя собственные потребности. Ценой такого отношения может быть предрасположенность к депрессии, в основе которой лежит подавление гнева, а также склонность к грусти.
Альтернатива наказаниям и поощрениям в воспитании
Должны ли мы применять наказания и награды? Нет, с ребенком стоит поговорить открыто: не повышая голоса, не пытаясь манипулировать или доминировать. Оставляя ему пространство для выражения всех своих эмоций, и принимая их с пониманием. Когда вам грустно, вы можете сказать: «плачь сам». Когда он злится: «Ты очень злишься, тебе трудно?».
Хотя уважительные переговоры требуют больше времени, усилий и не приводят к немедленному согласию, они действительно влияют на будущее нашего ребенка. Хотим ли мы, чтобы он вырос чрезмерно покорным человеком, который пассивно подчиняется другим?
«У нас нет абсолютного контроля над тем, что делает ребенок. Но мы можем быть уверены, что если он будет хорошо себя чувствовать, он захочет учиться и помогать», – считает детский психолог София Лучковская.
Награды так же вредны, как и наказания. Они снижают мотивацию ребенка к действию. Они отдаляются от того, что им действительно интересно.
«Дети, которых тянет к надежде на вознаграждение или к страху наказания, теряют интерес к самому предмету. Они эмоционально далеки от того, что делают. Динамика наказаний и поощрений всегда одинакова: они разрушают внутреннюю мотивацию к развитию и сотрудничеству», — говорит Лучковская.
Многие родители знают, насколько вредно для самоуважения критиковать ребенка. Поэтому они хвалят своих детей, чтобы завоевать в них чувство собственного достоинства. Однако похвала, присущая системе, основанной на наказаниях и поощрении, вовсе не способствует укреплению уверенности в себе.
Ребенок ищет одобрения у окружающих. Сначала ему нужны заверения в том, что его рисунок хорош, а затем, став взрослым, он недостаточно доверяет себе, чтобы оценить ценность своих действий, пока не услышит похвалу от других. Он опустошен критикой, ищущей внешнего подтверждения. Вместо того, чтобы доверять собственному суждению и чувствовать себя уверенно, даже когда он слышит критику.
Благодаря воспитанию без наказаний и поощрений, наши дети будут напористыми, осознают свои потребности и будут оставаться в ладу со своими эмоциями, в том числе и трудными.
Читайте также: Иностранный журналист удивилась походам детей в театры