Древняя Ассирия была первой великой империей в мировой истории. Однако ее господство к востоку от Средиземного моря длилось недолго. Так называемое Новоассирийское государство достигло пика своего могущества около 670 г. до н. э., когда оно даже контролировало Египет. Однако уже в 631 году до н. э., после смерти царя Ашшурбанипала, начался его стремительный упадок. Что стало причиной столь быстрого и необратимого кризиса?
Более традиционные объяснения падения Ассирии сосредоточены на политических факторах. Основной выдвигаемый аргумент заключается в том, что условием выживания Ассирийской империи было ее постоянное расширение.
Поэтому, когда во время правления Ашшурбанапала военные и административные издержки дальнейших завоеваний стали слишком велики, это стало предвестником краха царства. Однако концепция «убывающей отдачи» также не совсем убедительна.
Империи, которые прекращают расти, не обязательно обречены на крах. Достаточно вспомнить, как долго просуществовал Рим после того, как он достиг наибольшего территориального расширения при Траяне в начале II века н. э.
Столб и переплет
Это подводит нас от структурных и системных соображений к более случайным факторам. Хотя среди серьезных историков уже не модно ссылаться на влияние конкретных личностей и их решений на ход исторических событий, нельзя отрицать, что в таком государстве, как Ассирия, где царь был опорой и связующим звеном всей политической машины.
Существенные промахи правителя порой могли иметь драматические последствия. И некоторые из ассирийских царей VII века до н.э., похоже, совершили серьезные ошибки.
Можно упомянуть, например, чистки, проведенные по приказу Асархаддона, обеспокоенного возможными заговорами, которые затронули весь военный и гражданский аппарат его государства. Ашшурбанапал еще больше отдалился от компетентной элиты, осыпая почестями придворных и дворцовых евнухов, игнорируя при этом государственных чиновников.
Преемники Ашшурбанапала, по-видимому, также в значительной степени полагались на дворцовый персонал, людей, не имевших большого опыта во внешней политике или военном командовании. Среди эпонимов после 631 г. до н. э. есть несколько главных евнухов, два дворцовых писца, дворцовый надзиратель, камергер и даже главный повар царя Саилу, который стал эпонимом года 620 г. до н. э.
Как отражено в греческих рассказах о Сарданапале, поздние ассирийские цари, начиная с Ашшурбанапала, как говорят, проводили большую часть времени в своих дворцах, больше не участвуя лично в военных походах, во время которых они могли бы встретиться со многими офицерами и чиновниками и получить более реалистичную картину дел и состояния государства.
В частности, превращение Ашшурбанипала из «публичной фигуры» в своего рода отшельника должно было затруднить процессы принятия решений в империи. Вероятно, также нанесло ущерб репутации царей среди важнейших чиновников и подданных, а также уменьшило страх врагов перед ассирийскими царями.
Сила, подвергнутая испытанию
С точки зрения Ассирии, весьма прискорбно, что кризис лидерства, достигший апогея во время недолгого правления евнуха Син-шуму-лишира, совпал с тем, что империя быстро подверглась нескольким серьезным испытаниям. В частности, таким как потеря западных территорий Леванта, будь то из-за вторжения скифов или по другой причине, вавилонское восстание Набопаласара. И, наконец, появление новой серьезной военной силы — мидийцев.
И Набопаласар, некогда ассирийский чиновник в Уруке, и мидяне, объединенные усилиями Ассирии по преобразованию центрального региона гор Загрос в управляемую политическую структуру, были, как это ни парадоксально, ассирийскими созданиями. Более того, хорошее понимание образа мыслей и действий ассирийцев делало их особенно опасными противниками.
Империя без миссии
Хотя это вряд ли можно считать основной причиной внезапного упадка Ассирии, вполне возможно, что усиливающаяся засуха усугубила ситуацию. Отсутствие единства среди жителей большой страны может еще больше ослабить устойчивость государства.
Ассирия стала в некотором смысле «империей без миссии», за исключением накопления власти и богатства. Ассирия никогда не была особенно хороша в создании чего-либо напоминающего ассирийскую «идентичность», особенно за пределами своих основных территорий.
За исключением порядка, стабильности и художественного языка, прославлявшего безграничную мощь Ассирии, она не могла предложить своим гражданам никакой символической культуры. У самих граждан не было особых причин поддерживать своих ассирийских хозяев, когда они оказались под смертельным военным давлением.
В целом можно сказать, что между 630 и 609 годами до н. э. Ассирия была опустошена из-за совокупности многих неблагоприятных событий. К падению империи привело сочетание ряда факторов, как внутренних, так и внешних.
Почему Ассирия так и не восстановилась
Тот факт, что впоследствии не было предпринято никаких попыток восстановить Ассирийское государство, во многом объясняется особой ролью, которую играла там царская династия.
С одной стороны, ассирийские цари были политическими лидерами, но в отличие от вавилонских царей, которые не выполняли жреческих функций, они также были главными жрецами бога Ашшура. Без своих царей Ассирия перестала существовать не только как государство в светском смысле, но и как религиозная идея, символический порядок.
Читайте на тему: ДНК раскрыла происхождение этрусков