Ответ на вопрос, почему Запад проигрывает пандемию, тривиален: даже во времена опасности люди не способны смириться с изоляцией. Этот факт ироничен – с 1960-х годов стало доминировать убеждение, что независимость от других является вершиной счастья.

В интернете, журналах и светских программах преобладала идея о том, что быть одиноким — это прекрасно. «Погружение в одиночество может вдохновить вас на открытие собственных преимуществ и, как следствие, сделать вашу жизнь богаче и полнее», – написала Сара Мейтленд в руководстве «Научитесь жить в одиночестве». Пока не пришла эпидемия и явления не исчезли, ведь одиночество оказалось страшнее смерти.

одинокие люди прошлого

Социальное существо

Человек по своей природе является социальным существом. «Человек, который по своей природе, а не случайно, живет вне общества, есть либо кто-то недостойный нашего внимания, либо сверхчеловеческое существо», – отмечал Аристотель. Стагирит пришел к выводу, что государства – творение природы: они созданы потому, что люди неспособны жить в одиночестве. Такая жизнь вредна для психики и подвергает человека многочисленным опасностям. Широкое осознание этих угроз означало, что Аристотель мог с уверенностью утверждать, что «все люди обладают естественным стремлением жить в сообществе».

Одиночество в древние времена имело плохую репутацию, хотя были и исключения. Пифагорейцы были первыми, кто поклонился одиночеству. Их прежде всего интересовало добровольное одиночество. И они ценили это больше всего.

Продвигаемая ими мудрая модель предполагала необходимость жить изолированно, вдали от жилищ простой толпы. Это отступление должно было послужить цели прислушаться к себе и соединиться с собственным разумом. И все это для обретения ясности проницательности (софрозин) и умения найти свое место в порядке всех вещей.

Парадокс Сократа

Пребывание в одиночестве должно было способствовать открытию истин о природе окружающего мира. Однако провозглашение такой веры не обязательно означало ее реализацию. Идеи пифагорейцев увлекли Сократа. Для Сократа выбор одиночества был равносилен выбору интеллектуального и нравственного умения самообладания (энкратеа) и различения (софросине) добра и зла. Это сопровождалось убеждением, что одиночество – это то место, где жизнь человека имеет шанс остаться подлинной и счастливой.

Однако в повседневной жизни философ, мечтавший об одиночестве, был мужем почтенной Ксантиппы, на которую он любил жаловаться. «Люди, желающие пожениться, ведут себя как рыбы, играющие в рыбацких сетях. Они соревнуются друг с другом, кто войдет первым, но несчастные не знают, что выхода нет», – говорил он своим ученикам. Но он предстал перед афинским народным судом по обвинению не в одиночестве, а в распространении атеизма и деморализации молодежи во время многочисленных бесед с людьми.

К истинным одиночкам в Афинах и других греческих полисах наказания обычно не применялись. Если они впечатляли своей мудростью как философы, их прощали, потому что они что-то вернули обществу. Однако люди, которые не могли похвастаться выдающимся интеллектом и отказывались создавать семью, сталкивались с огромным социальным давлением. Мужчина без жены и детей потерял уважение окружающих, а в дальнейшем стал объектом всеобщего презрения.

Читайте также: Повышенная активация: как одиночество влияет на человека

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here